Сибирские огни № 10 - 1970
кова по фольклору: «Великорусские сказ ки» (вып 2, М., 1861), «Великорусские за гадки» (М . 1861), «Великорусские сказки» (вып. 3, Спб„ 1862) и другие сочинения, благожелательно встреченные критикой. Причем основная научная работа И. Худя кова «Великорусские сказки» вышла в свет в те же годы, когда печатался большой труд А. Н Афанасьева «Народные русские сказки», вобравший в себя 640 сказок и ставший классическим. Казалось бы, работе И. Худякова трудно конкурировать с тру дом зрелого ученого и быть замеченной в печати. Но все было иначе. В одном только 1861 г. появилось семь рецензий на первые два выпуска «Великорусских сказок» Осо бая ценность этого сборника состояла в том, что он явился результатом сбора и записей сказок самого И. Худякова, тогда как А. Н. Афанасьев использовал записи сказок, сделанные другими. Перед Худяко вым открывались широкие пути к научной карьере. Известный русский филолог, ака демик И. И Срезневский пророчил блестя щее будущее Худякову в науке Однако сам писатель не намерен был замыкаться в рамках академической науки. «Ни наука, ми эрудиция.— писал он в «Опыте автобио графии»,— не могут служить для свеже го и ясного ума помехою сочувствовать народным страдания^ бороться против деспотической власти и принести себя в жертву своим общественным убежде ниям». Автору книги удалось всесторонне по- • казать, как влияла научная деятельность И Худякова на формирование и развитие его революционно-демократических взгля дов. Эм Виленская приходит к правомер ному выводу. «Народная словесность, при влекшая Худякова прежде всего как науч ная проблема все обрастала в его глазах социальными вопросами, а затем и поли тическими. Сбор сказок, загадок, пословиц и другого этнографического материала явился для него известной политической школой. Эта работа нс только привела его в соприкосновение с деревней, познакомила с ее бытом, а главное, положением, как раз в момент разработки и проведения кресть янской реформы, но позволила разглядеть в самом народном творчестве черты социаль ного недовольства и протеста». Далее в книге освещается петербургский период жизни и деятельности И. Худякова, начавшийся осенью 1862 года, ко: да он приехал в столицу. А в следующем, 1863 году у писателя окончательно созрел идейный перелом —он решил посвятить жизнь революционной борьбе. «Интерес к духовным ценностям, созданным народом,— замечает Эм. Виленская,— отступил перед раскрывшимися его глазам народными стра даниями. Основной жизненной иелыо ста ла не наука, а уничтожение несправедли вых общественных отношений». И. Худяков сближается с тайной рево люционной организацией «Земля и воля» (1862—1864), основанной Н. А. Серно-Со- ловьевичем и А. А. Слепцовым, и стано вится одним из лидеров петербургского подполья 60 х годов. Свою революционную деятельность оь сочетал с литературной’ ра ботой — написал целый ряд популярных книг для народа: «Русская книжка» (Спб., 1863), «Самоучитель для начинающих обу чаться грамоте» (Спб. 1865), «Рассказы о старинных людях» (вып. 1—4, Спб., 1864— 1865), «Рассказы о великих людях средних и новых времен» (Спб., 1866), «Древняя Русь» (Спб., 1867). В легально изданных книгах И Худяков преследовал не столько просветительные пели, сколько стремился показать несправедливость социальных по рядков установленных в России, дать кри тику монархических и религиозных пред рассудков Книги И. Худякова для народа пользовались большим успехом. И не случайно революционеры-пропагандисты 60—70-х годов широко применяли их в своей работе. В книге Эм Виленской приводится мно го интересных материалов о Худякове как писателе-популяризаторе Эта сторона его деятельности имела большое значение для революционного подполья Впоследствии в некрологе, помешенном в революционной эмигрантской газете «Впеоед». издавае мой П Л. Лавровым, Худякова назвали «одним из самых искусных пропаганди стов революции в России под цензурной формой» Подробно освещает автор и непосред ственно конспиративную, революционную деятельность И. Худякова, которая стала более активной пасле вступления его в тайную организацию ишутиниев в июне 1865 г. Приводятся любопытные факты о разработке Худяковым, вместе с товари щами, проекта побега Н. Г Чернышевского из Сибири, о поездке писатетя в Швейца рию с целью установления связей с рево люционной эмиграцией (А. И Герценом, Н. П. Огаревым и др.), а также о контак тах его с польскими революционерами. Автор широко показывает участие и по мощь И. Худякова в организации покуше ния Каракозова на царя 4 апреля 1866 г. По мнению Эм. Виленской, взгляды Худя кова на цареубийство совпадали со взгля дами Каракозова Эм Виленская рассказывает и о послед нем этапе жизни Худякова, начавшемся после его арест- 7 апреля 1866 г и закон чившемся смертью в ссылке 19 сентября 1876 г. В книге приводятся материалы следствия по делу Ишутина — Каракозо ва — Худякова, нарисованы картины судеб ной расправы над революционерами. Заключительная глава —«На полюсе хо лода» —повествует о пребывании Худяко ва в ссылке в далеком Верхоянске. Автору книги удалось довольно полно показать жизнь и деятельность, нарисо вать мужественный образ реьо.юционера- народчика, писателя, гражданина и боль шого ученого.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2