Сибирские огни № 10 - 1970
домом», ее раздражало, когда соседи при ходили одолжить десятку до получки или разжиться луком, солью. В таких просьбах она обычно отказывала («Всем не зай мешь. Я-то ни у кою не одалживаю»). И что же? Она отказывает соседям в просьбах,— Миша приходит извиняться за нее. Она рада, что наконец получили квар тиру, осели на одном месте,— его тянет на другую стройку. Характер Миши неудобен не только для жены— человека, который рос по-иному, чем он, и по иному воспитывался. Вот Олег, его сосед по общежитию,— в нем ли Мише не найти родственную душу такой же, как и он. кочевник, все имущество которого — рюкзак или видавший виды чемодан Одна ко Олег не рвегся помочь Степанычу в строительстве дома, хотя это было бы до вольно логично- сбежавший Пашка счи тался дружком его, «корешем» Олег не только устраняется от помощи —он еще вдобавок и Мишу осуждает, зачем за чу жую вину расплачиваться, пусть Пашку вспоминали бы здесь недобрым словом, да ц в другом месте, где он набедокурит,— тоже, «вот ему бь. и икалось». , Аргументация Олею, ч/о и говорить, сомнительная. Но н оставляю се в стороне, потому чго важнее здесь не она, а причи на, по которой Олег затеял спор с Ми шей Он осуждает' Мишу но все доводы его выглядят как самозащита Потому что в глубине души Олег испытывает нелов кость — за свою пассивность, за безразли чие. И вот здесь неудобный характер Ми ши раскрывается перед нами с лучшей его стороны. Он неудобен тем и потому, что своей добротой, щедростью мешает другим людям пребывать в равнодушии, самоуспо коенности. Великая сила таких характё- ров — в активности. Их действие не замы кается на тех нескольких конкретных лю дях, которым человек помог в трудную ми нуту Опт —и укор гем, кто мог бы по мочь, но не помог, хотел помочь, но разду мал взялся пом гчь. но не сумел Понятно, что эти характеры не всесильны, не обла дают чудодейственным свойством, понятно, что их пример станет для одних наукой, а у других вызовет только раздражение... Все так... И все же характеры эги обла дают той высок гй нравственной силой, гем очищающим кя геством, без которого люди становились бы черствее и безразличнее друг к другу. Л . Ф и н к ВОЗВРАЩЕНИЕ В СТРОЙ Д авно известно, что восприятие книги, прежде всего, зависит от тех ассо циаций, которые она вызывает. Как только открываешь биографическую повесть о большевике-подпольщике Внргилии Шан- иере «Русский Марат»1, в памяти сразу возникает незабываемый горьковский образ Данко. Первым поводом для-эюго являет ся обстоятельство чисто внешнее, начало знаменитой «Старухи Изертиль»- «Я слы шал эти рассказы под Аккерманом, в Бес сарабии, на морском берегу». И вот вспо минается, что Алексей Пешков пробыл под Аккерманом летом 1891 года всего несколь ко дней. А в это время его ровесник Вир- гилий Шанцер учился в Аккермане, там примкнул к революционному кружку, уча ствовал в рабочей демонстрации, на правленной против местных фабрикантов, среди которых, между прочим, был и его собственный отец, наконец, именно в этом маленьком днестровском городке Шанцер впервые познакомился с царской тюрьмой. И почему-то хочется верить, что уже в ту пору, еще до Пешкова, Шанцер услы шал молдаванскую легенду о горячем серд це благородного Данко Ведь уже тогда, в юности, ках доказываю, его биографы Б. Костюковский и С. Табачников, он по клялся, что жить будет ради людей, ради тех, кого угнегаюг и эксплуатируют. Уже тогда, в юное ги, он решил: открыть рабо чим двери в будущер — нет цели выше и благороднее; ради торжества этой великой идеи можно пойти на все — на каторгу и на смерть. Так четко и ясно молодой Виргилий оп ределил свою программу, свой жизненный путь, и разве не слышится в этом отзвук легенды б Данко? Пройдет около пятнадцати лет, пока встретятся бывший бродяга Алексей Пеш ков, к тому времени прославленный писа тель Максим Горький, и бывший узник ак- керманской крепости Виргилий Шанцер, к тому времени председатель Московского комитета партии большевиков Марат. Встретятся они как единомышпенники, как товарищи по делу, как союзники по под готовке пролетарской революции. А вспом нят ли они при встрече аккерманекую ле генду о Данко? Этот вопрос невольно задаешь себе, ког да читаешь документальную повесть «Рус ский Марат» И хотя прямого ответа там не находишь, узнаёшь и запоминаешь иное. В ссылке, в далеком Туру ханском крае, Марат читает «красивую сказку» Горького местным крестьянам. И девушки в глухом сибирском селе плачут над участью Данко и возмущаются людской несправедливостью. А угрюмый нелюдим, суровый таежный охотниц Прохор добровольно берет на себя обязанность защищать Марата от происков царской охранки и помотает ему бежать. Так срастаются в повести судьба Данко и судьба Марата, так романтичееки-призыв- ' Борис К о с т ю к о в с к и А. «'¿мен ! я О я ч- н и к о в . Русский Марат. Повесть о Виргилнэ Шанцере. М., изд. полит, лит., 1969.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2