Сибирские огни № 10 - 1970

Брезент вгибался, выгибался, ,Ежеминутно парусил. Ильич, казалось, отдалялся И снова —ближе подходил. Бывало, лампу «выключая». Оглянешься через плечо, А Ленин взглядом отвечает; —Сии, я подумаю еще. Проснешься. 3 I пал икой —тени. Все спят. Вдали звезда горит. И вдруг покажется, что Ленин Мне — «С добрым утром!» — говорит« Н а з в а н и е п оэм ы — « С е р д ц е весн ы » — м о ж е т п о к а з а т ь с я чересчур « кр аси вы м » , не­ с к о л ь к о п ретен ц и о зн ы м . О д н а к о д в и ж е н и е л и р и ч е с к о г о с ю ж е т а , к о м п о зи ц и я п оэм ы у б е ж д а ю т в п р а в о м е р н о с т и тако го з а г о ­ л о в к а « С е р д ц е весны » — м а ги с т р а л ь н ы й о б р а з п оэм ы , несущ ий гл а в н у ю и д е й н о -э м о ц и о ­ н а л ь н у ю н а г р у з к у и о б н а р у ж и в а ю щ и й в себе к а к п р и зн а к и р е а л ь н о го я в л е н и я , п о н яти я , т а к и п р и зн а к и си м во л а. « С е р д ц е весны » — это и П е р в о м а й , п р а з д ­ ник весны , тр у до в о го н а р о д а , и — вм есте с тем — это Л е н и н . Л е н и н -з н а м я , к а к и м он п р о х о д и т в п ер во м ай ски й п р а зд н и к по всей н аш ей темле «от С а х а л и н а до К р а с н о й п л о ­ щ а д и » В а ж н е й ш а я м ы сль поэмы , т а к ж е с к о н д е н с и р о в а н н а я в этом о б р а з е ,— это м ы с л ь о Л е н и н е , о его п р е о б р а з у ю щ и х и о б н о в л я ю щ и х м ир идеях, д е л а х , н асл еди и , о с т а в л е н н о м и д у щ и м во сл ед п о к о л ен и ям , н а ­ кон ец , м ы сл ь о Л е н и н е , каки м он ж и в е т в с е р д ц е к а ж д о г о с о в ет ск о го ч е л о в ек а, и л и р и ­ ч е ско го героя п оэм ы в том числе. П о э т и ч е с к а я гкап ь п р о и зв е д е н и я А. Р о ­ м а н о в а не всегд а о д и н а к о в о д о б р о т н а . В не- к о ю р ы х с т р о ф а х и с т р о к а х поэмы д а е т зн а т ь о себе 'р и то р и к а, л о зу н го во еть, п р и б л и зи ­ т е л ь н о с т ь и д а ж е п р о ти в о р еч и в о сть о б р а з н о ­ с м ы с л о в ы х со п о с т а в л е н и й ( « Н а д о мною , шипша. п о д с т а в и в .о л н п у грудь, зн ам ен н ы й ш е л к взлетал волною, старался осветить мой п уть») И н о гд а поэти чески е стр о к и н е д о с т а ­ то ч н о х у д о ж е с т в е н н о п олн овесн ы , н есут л и ш ь н е о б х о д и м у ю и н ф о р м а ц и ю (« З а в о д ы новые... П л о ти н ы .. Н о м’о ж е м б о л ь ш е го д о ­ стичь! » и г п ) Х а р ак т ер н ы й добры й л е ­ нинский п р и щ у р (« П р и щ у р я с ь : — Х о р о ш а п о г о д а !» ), д а в н о за п е ч а т л е н н ы й на ф о то , в кино, в ж и в о п и си и л и тер ату р е , т а к ж е не с т а н о в и т с я х у д о ж е с т в е н н ы м ..фактом и д о ­ с т о я н и е м д ан н о й поэмы Ч т о ж е п р е д п р и н и м а в ! поэт, чтобы п р е­ о д о л е т ь этот «кризис» что р и чн о сти , и н ф о р ­ м а ц и о н н о с ти . ри го р я ч н о с ти 5 Г л а в н ы й о б р а з поэм ы — « сер д ц е вес­ ны» — и н о гда н еско л ько т р а н с ф о р м и р у е т с я , п о в о р а ч и в а е т с я иной гр а н ь ю — « весн а с е р д ­ ца». чтобы о тч етл и вее в ы я в и л о с ь его о б щ е ­ чело в еческо е, гу м ан и сти ч еск о е с о д е р ж а н и е , С этой п ел ы о а в т о р н а м е р е н н о как бы «сни­ ж а е т » гему гак. а описании п е р в о м а й с к о го п р а з д н и к а , с о з н а в а я , в и ди м о , что его п а ф о с п р и о б р е т а е т о б щ и й , р а с п л ы в ч а т ы й х а р а к т е р . поэт, с т р е м я с ь п е р е д а т ь св о е л и р и ч еск о е ощ у щ е н и е , ч у в ство «весны се р д ц а » , ищет вы ­ х о д в ж а н р о в ы х и б ы т о в ы х з а р и с о в к а х : у л ы б к а Л е й и н а — наши лица Веселой искоркой зажгла. И улыбался я —поселку. Летящим птицам и тому, Как отвязавшаяся телка Щипала первую траву. Как разнесение, увлеченно. С зеленой меткой на боку. Петух, приветствуя колонну, Кричал свое «ку-ка-ре-ку». О д н а к о , к а к к а ж е т с я , в о сн о в е своей, в п ри н ц и п е верны й х у д о ж е с т в е н н ы й прием зд е с ь сл и ш к о м « о б н а ж е н » , п о л не н а х о д и т к а к и х -т о бо л ее гл у б и н н ы х и о р га н и ч н ы х св я зе й , чтобы «без то р ж е с т в е н н ы х к а н т а т » с л и т ь о б щ у ю эм о ц и о н а л ь н о -в о зв ы ш е н н у ю , п р а зд н и ч н у ю п а н о р а м у с л и р и к о -с у б ъ е к т и в ­ ным о щ у щ е н и е м «весны сердца»... В о с с о з д а в а я о б р а з Л е н и н а , п о эт ы -л и р и ­ ки, как п р ав и л о , р я д о м с ним. п а р а л л е л ь н о п о к а з ы в а ю т и вн у тр ен н и й м ир сво его героя. З д е с ь н а м е ч а ю т с я н е к о т о р ы е типичны е и д о ­ в о л ь н о л ю б о п ы т н ы е х у д о ж е с т в е н н ы е р е­ ш ен и я В с п о м н и м стихи И Ф о н я к о в а , где речь идет о том, что простой тр у ж ен и к р я д о м с Л е н и н ы м «сам с еб я ни на миг не п о ч у в с т в у ­ ет м ал ы м » . А в о т о д и н из ге р о ев п о эм ы А. Р о м а н о в а : ...на трибуне, вместе С женой. бульдозерски-здоров. Оказанной стесняясь чести, Стоял бульдозерист Бобров. Себя всерьез не принимая, Он пот ручьями проливал, А шляпу. Купленную к маю, Снимал И снова надевал. Не шутка — необыкновенен, Но до чего же прост на вид. Проходит у трибуны — Ленин, А он, Бобров, на ней стоит. К а к ви ди м , герой А. Р о м а н о в а , н ап р о ти в, п ер ед Л е н и н ы м чу в ству ет себ я « м ал ы м сим». О д н а к о поэты р е ш а ю т о д н у и ту ж е х у д о ­ ж е с т в е н н у ю за д а ч у , и, р а зу м е е т с я , ни како й скр ы то й , в н у тр ен н ей п о л ем ики м е ж д у ними нет, хотя и п о д х о д я т они к теме, к а з а ­ лось бы. с с о в е р ш е н н о р азл и ч н ы х позиций. Е сли И Ф о и я к о в как бы « у р а в н и в а е т » « д о ­ р огого и нем н о го у ста л о г о » И л ьи ч а с пр о ­ сты м че л о в ек о м , го А. Р о м а н о в , н а о б о р о т, п о д н и м а е т этого ч е ло в ека на н екую с о о т в е т ­ с т в у ю щ у ю « вы с о т у » ,— и то гд а « р а с с т о я н и е » м е ж д у ним и Л е н и н ы м с о к р а щ а е т с я : Но, в то же время, не ему ли (герою.-— В. К.) На высоте стоять своей? Бобров, я верю И под пули Шагнет, опередив друзей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2