Сибирские огни № 10 - 1970
И м е н н о в эт о м — в н е о б х о д и м о с т и п о сти ж е н и я л е н и н с к о го д у х а — п а ф о с н ебо л ьш о й п о эм ы И л ьи Ф о н я к о в а « с и н и е том а» '(« П р а й д а » . 21 м а р т а 1970 г., X* 80). П о э м а о б р а щ е н а к « в ы п у с к у п я т ь д е с я т с е д ь м о ю ю д а » , к с в е р с т н и к а м , с о к у р с н и к а м » л и р и ч е с к о г о ге р о я, ины м и с л о в а м и — к п о к о л е н и ю л ю д е й от т р и д ц а т и д о с о р о к а л ет. Л ю д е й , к о т о р ы е д о л ж н ы сей ч ас при нять с а м о е д е я т е л ь н о е участи е в р еш ен и и с у д е б с т р а н ы ,— р а зу м е е т с я , вм есте с д р у г и м и п о к о л е н и я м и с о в ет ск и х лю дей П о эт а б с о л ю т н о п р а в , к о гд а в о э л а т а е т н а д е ж д у на сво е по к о л е н и е ,— ком у ж е, как не ем у, у ш е д ш е м у о т зеленой ю ности и п р и х о д я щ е м у к з р е л о сти , че ло в еческо й и г р а ж д а н с к о й , в з в а л и т ь на сво и плечи за б о т ы о б у д у щ е м Р о д и н ы , н а р о д а , п ар ти и ?!. И и м ен но этом у п о к о л е н и ю « с о в р е м е н н о цепких у м о в» поэт имеет п р а в о с к а з а т ь с л о в а в коих от к о н с т а т а ц и и д о п р и з ы в а м ен ьш е п о л ш а г а : Время таково, какие мы. О ч е н ь в а ж н а и зл о б о д н е в н а м ы с л ь п о эт а , к о т о р а я « п о степ ен н о » с т а н о в и т с я « п р и в ы ч ной». м ы сл ь о том, что « в р е м я — д о р о го , п о р а все о т к и н у т ь , что в т о р о ст еп ен н о » Ч и 1 а я си н и е л е н и н с к и е то м а, л и р и ч еск и й герой п оэм ы видит в них « в е л и ч а й ш у ю по э м у » н овой истории: В них страстей возвышенных кипенье, ‘Поиски ответа —и отвы, И гергн-нье в них и нетерпенье: Поскорей улучшить белый свет. Поскорей! Вот в том то и загвоздка: Мало проку, по камням гоня. Торопить Истории повозку И калечить ноги у коня Д а , л ен и н ски й дух р е в о л ю ц и о н н о г о «не т е р п е н и я » не имеет ничего о б щ е г о со в с я ч е ск и м и тео р и я м и « б о л ь ш и х с к а ч к о в » и п р о чи м и л е в а ц к и м и « у л ь т р а р е в о л ю ц и о н н ы м и » з а г и б а м и . чему, к с о ж а л е н и ю , л ю д и ещ е о т д а ю т п о л н у ю д а н ь в этом б е с п о к о й н о м , т р е в о ж н о м мире. Мало совершить переворот! Цель— воздвигнуть ь мире потрясенном Мир, в котором властью и законом Будет не чиновник, а народ Ж и в о п и с н а я с и л а л и р и к о -п у б л и н и с т и ч е - с к о г о м о н о л о г а «С и н и е том а» м е с т а м и не о ч е н ь в е л и к а П о в е л и к о и п о х в а л ь н о г о р я чее ж е л а н и е п о э т а с к а з а т ь снос с л о в о о Л е нине, с т р е м л е н и е п о сти ч ь с а м у ю с у т ь н а ш е го и д е й н о г о о р у ж и я — л ен и н и зм а Н а с у щ н о й п о т р е б н о с т ь ю идейной и н р а в ст в е н н о й с а м о п р о в е р к и , п о и скам и и д е а л а че л о в е к а с о ц и а л и с т и ч е с к о г о о б щ е с т в а в ы зв а н ы к ж и зн и м н о ги е п р о и з в е д е н и я с о вр ем ен н о й п о эти ч еск о й Л е н и н и а н ы . и сп о л н ен н ы е в -д у х е л у ч ш и х тр ад иц и й Г о р ь к о го и М а я к о в с к о г о . «Я себ я п од Л е н и н ы м чищ у...» — эта х р е с т о м а т и й н а я с т р о ч к а в е л и к о го поэта о б р е т а е т ны н е все б о л ь ш и й см ы с л , н а п о л н я е т с я а к т у а л ь н ы м с о в р е м е н н ы м с о д е р ж а н и е м « В а ш и м . т о в а р и щ , с е р д ц е м и им енем д у м а е м , д ы ш и м б о р е м с я и ж и в е м 1» — з а я в л я л в 1924 го д у М а я к о в с к и й . Ч е р е з со р о к л ет А. В о зн е с е н с к и й с к а ж е т : « Л е н и н , к а к р е н т ген. п р о с в е ч и в а е т нас» и, п ы т а я с ь д о б р а т ь с я «в в е щ а х д о сути», п р и де! к ест е с т в е н н о м у и м н о го зн а ч и т е л ь н о м у в ы в о д у « Н а все в о п р о сы о тв еч ав ! Л ен и н » . В к а н у н с т о л е т н е го ю б и л е я И л ь и ч а п о эт-с и б и р я к Р о м а н С о л н ц е в в «М оей по эм е» т а к ж е бу д е ! и ск ать д у х о в ную о п о р у сво и м у б е ж д е н и я м в в о ж д е : « О б р а щ а ю с ь к Л е н и н у , к о гд а д у х с о м н ен и я о д о л е в а е т... О б р а щ а ю с ь к Л е н и н у , к о гд а н у ж н о в с в ет л о й м ы сли у твер д и ться... О б р а щ а ю с ь — о т л и ч и т ь хочу л о ж ь от п р а в д ы , ис к р е н н о с т ь от позы»... С т р е м л е н и е м о см ы сл и ть, п о н я т ь с е б я и сво е м есто в л е н и н ск о м д в а д ц а т о м веке пр о н и за н а и п о эм а А л е к с а н д р а Р о м а н о в а « С е р д ц е весны » (1969) А втор п оэм ы н а ш е л , на наш в з г л я д , е д и н с т в е н н о вер н о е р еш ен и е и зб р а н н о й темы. И р еш ен и е эго б ы л о ем у п о д с к а з а н о гем, что он поэт по п р е и м у щ е с т в у ли р и чески й и что, с л е д о к а т е л ь м о , его п р о и зв е д е н и е м о ж е т б ы т ь и н тер есн о ч и т а т е л ю и м ен но сво и м л и р и чески м л и ч н ы м ,- с у б ъ е к т и в н ы м н а п о л н е нием темы П о э т о м у А. Р о м а н о в не с т р е м и тся н а р и с о в а т ь , т а к с к а з а т ь , о б ъ е к т и в и р о в а н н ы й о б р а з в о ж д я , а п ы т а е т с я с р е д с т в а м и л и р и к и п е р е д а т ь с в о е о т н о ш е н и е , о т н о ш ен и е л и р и ч е с к о г о героя к Л е н и н у , а ч е р ез него — и о т н о ш е н и е всего м о л о д о г о по- • к о л о н и я ст р о и т е л е й б у д у щ е г о к И л ь и ч у , его и д е я м и з а в е т а м П о э т с т а р а е т с я п р е ж д е всего не у т р а ти ть п о л н ейш ей и скр ен н о сти , сер д е ч н о с т и в п е р е д а ч е сво и х мы слей и чу в ств б е с п р е д е л ь ной пюбви и вер н о сти Л е н и н у и его делу. О сн о в н о й идейны й асп ект, о п р е д е л я ю щ и й п аф о с всей п оэм ы , в ы р а ж е н в гл а в к е о по с е щ ен и и м а в з о л е я Л е н и н а : От ран, от перегрузок тело Его устало. Мысль —живет. Не краснобайствуй. Было б дело — Он с первых слов тебя поймет. Не краснобайствую. Имеет . Резин и скромность. Так то, брат Большое чувство не мелеет И без торжественных кантат. В о т э то -то « б о л ь ш о е -чувство» к Л е н и н у поэт и п ер едает в р а с с к а з е о б у д н и ч н ы х , но и сп о л н ен н ы х н а с т о я щ е г о ге р о и зм а д е л а х с в о и х с о в р е м е н н и к о в , не без о с н о в а н и я з а м е ч а я при этом «М е ж нас н е м а л о б ы л о т о л к о в о том герои мы иль нет? С м е ш н о . К а к и е гам герои! Н о все ж е. о т г о н я я ды м , ч а с т е н ь к о д у м а л , я не ск р о ю : не н азо- в и н ь ж е т ы л о в ы м п а л а т о ч н ы й п о сел о к с т р а н н ы й ? » П оэт н а х о д и т вес о м ы е и точные сл о в а, что бы п о к а з а т ь п о с т о я н н у ю и н е р а з р ы в н у ю с в я з ь л и р и ч е с к о го ге р о я с в о ж д е м , зр и м о « п р и с у т с т в у ю щ и м » при к а ж д о м б о л ь ш о м н ач и н а н и и н а ш и х со в р е м е н н и к о в , с в е р я ю щ и х сво и д е л а , п о м ы сл ы и ч у в с т в а с И л ь и ч е й . Герой п о эм ы — у ч а стн и к к а к о й -г о к р у п н о й ст р о й к и н глу х о й т а й г е — п р и к р е п и л к п а л а т о ч н о й «стене» п о р тр ет Л е н и н а :
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2