Сибирские огни № 10 - 1970

о д н и м и тем ж е х у д о ж е с т в е н н ы м п р и ем о м , п р и н ц и п о м , то тем с а м ы м не хоти м о п о р о ­ чить и м ен но это т п рием , а п р о сто в ы н у ж д е ­ ны с с о ж а л е н и е м к о н с т а т и р о в а т ь е щ е о д и н ф а к т в о зн и к н о в е н и я п о эти ч еско го штампа в в о п л о щ е н и и тем ы р ево л ю ц и и , л ен и н ско й темы... В ц и к л е с ти х о в « И з т е т р а д и , к о т о р а я б ы л а со мной в Ш у ш е н с к о м » И Ф о н я к о в н а ­ х о д и т с в о е о б р а зн ы й клю ч к р еш ен и ю темы и сто р и ч еско й з а к о н о м е р н о с т и , н е о т в р а т и м о ­ сти р е в о л ю ц и о н н о го п р е о б р а з о в а н и я м и р а. И р о н и з и р у я н а д « в л а с т и зо р к и м и п р е д с т а в и ­ т е л я м и » , д о н о с я щ и м и о в с т р е ч а х У л ь я н о в а с « со о б щ н и к а м и » , поэт н а з ы в а е т гл а в н ы м с о ю зн и к о м , ^ с о о б щ н и к о м » в о ж д я с а м о е В р е м я : Подойдите к нему, потрогайте, Догоните, скажите: «Стой!», Арестуйте его, попробуйте! В с т и х о т в о р е н и и «В о к н е — п р о зр а ч н ы е тона...» д р у г и м т а к и м с о ю зн и к о м Л е н и н а по р ев о л ю ц и о н н о й б о р ь б е о к а зы в а ю т с я ... « н е в зр а ч н ы е т о м а эко н о м и ческо й циф ир и » , д о з в о л е н н ы е ц ен зу р о й , « б л а г о п р и с т о й н ы е в есьм а, к а к стих с к л асси ч еско й ц ен зу р о й » . В р а го м с а м о д е р ж а в и я с т а н о в и т с я не т о л ь к о В р е м я , но и в о о б щ е ч е л о в еч еск о е Знание (« л ю б а я к н и га в их (р е в о л ю ц и о н е ­ ро в.— В. К.) р у к а х у ж е з а р а н е е к р а м о л ь ­ н а !» ). Б о л е е того: Крамольна даже речь царя! Да что печатная страница -• Крамольна алая заря, Поскольку алая. И птица — Поскольку, вон, парит в окна, Напоминая о свободе. Крамольны мысли о весне, О пробуждении в природе. Н е и з б е ж н о с т ь р е в о л ю ц и о н н о го в з р ы в а , о б н о в л е н и я м и р а, в сес ил ьн о сть л е н и н с к о го у ч е н и я п о д ч е р к и в а е т с я зд есь чисто л и р и ч е ­ с ки м и п у т я м и и с р е д с т в а м и : д а ж е с а м а П р и ­ р о д а я в л я е т с я сою зн и ц ей Л е н и н а... К с т а т и , э т о т а с п е к т л ен и н ск о й гемы д а в н о и н а с т о й ­ чи во р а з р а б а т ы в а е т с я наш ей п оэзией: о д у ­ ш е в л е н н ы е сти х и и п р и р о ды , тем а т и ч е с к и с о ­ о тн е с е н н ы е с в н у тр ен н и м м иром в о ж д я , по­ л у ч а ю т в л и р и к е все п р а в а п о эти ч еско го « г р а ж д а н с т в а » . К а к один из п о сл ед н и х п р и ­ м е р о в т а к о г о п о д х о д а к тем е, н а з о в у с т и х о ­ тв о р е н и е Г е н н а д и я К а р п у н и н а «В Г о р к а х » : весн а, д е р е в ь я , зл а к , ц вет — «все, все с т а р а ­ лись, к а к м огли, р а б о т а я и дни и ночи», ч т о ­ бы « п р е д о т в р а т и т ь н есч астье» — см е р ть И л ь и ч а ; очень и скренне, чело в ечн о , ест е с т ­ вен н о ч у в с т в о л и р и ч еск о го ге р о я в этом с т и х о тв о р ен и и : «И если п тицы , о б л а к а , л и с т в ы р е зь б а , ветвей и зги бы с м о гл и по­ м очь е м у сл е г к а , то и з а это им спасибо»... С т о л ь ж е о р га н и ч н о , н е п р и н у ж д е н н о в х о ­ дит п р и р о д а и в стихи И. Ф о н я к о в а о Л е н и н е : Он тогда и Лениным не звался, Он позднее Лениным назвался, Он тогда был очень молодой... Может быть, вот здесь он любовался Месяцем, повисшим над водой. Трогал ветви добрыми руками. В летний вечер, выйдя на крыльцо, Толковал о жизни с мужиками. Вглядываясь в каждое липо. Р о д н а я п р и р о д а . Р о д и н а , н ар о д , Л е н и н — т а к о в ы о б ы ч н ы е о б р а з н ы е ассо ц и ац и и , п а­ р а л л е л и , по к о т о р ы м р а з в и в а е т с я п о эти ч е­ с к а я м ы сл ь во м н оги х с т и х а х со вр ем ен н о й Л е н и н и а н ы . П о н я т н ы м с т а н о в и т с я с т р е м л е ­ ние поэтов, го в о р я щ и х о н е р а з р ы в н о й с в я зи в о ж д я с н а р о д о м , п о д ч е р к н у т ь нечто о бщ ее и с у щ е с т в е н н о е в с а м о м х а р а к т е р е д е я т е л ь ­ ности, п о всед н е вн о й чер но в о й р а б о т ы И л ь и ­ ч а и п р о сто го т р у ж е н и к а : Ленин пишет... Пашет! Разваливает Пласт —как плугом по целине... Э т и ст р о к и И. Ф о н я к о в а с р а з у в ы з ы в а ю т в п а м я т и а н а л о ги и из п оэм ы А В о зн есен ск о ­ го « Л о н ж ю м о » (1 9 6 3 ). « Л е н и н бы л из п о р о ­ ды распиливающих , о б н а ж а ю щ и х с у т ь в е­ щей». В р я д ли м о ж е т речь т у т идти о п о д р а ж а ­ нии о д н о г о п оэта д р у г о м у : т а к о в о ощ у щ е н и е , в о с п р и я т и е Л е н и н а - м ы с л и т е л я и а н а л и т и к а м н о ги м и п и с а т е л я м и -с о в р е м е н н и к а ми. Ч т о б ы за п е ч а т л е т ь в с т и х е есте с тв е н н у ю п р о с т о т у « с а м о го чело в еч н о го че ло в ека» , г л у б о к у ю н а р о д н о с т ь его х а р а к т е р а , И Ф о ­ н я к о в о б р а щ а е т с я д а ж е к « п р я м ы м » с р а в н е ­ ниям и с о п о с т а в л е н и я м в о ж д я и р я д о в о го т р у ж е н и к а . В чем н е м е р к н у щ е е вел и чи е Л е ­ н и н а? А величье, Быть может, По высшему счету.— В том, Что каждый, Живущий на свете работой. Рядом с ним, Дорогим И немного усталым. Сам себя Ни на миг Не почувствует малым! Л е н и н и ч е ло в ек т р у д а с его з а б о т а м и , т р е в о г а м и , б е д а м и и р а д о с т я м и — н е р а з д е ­ л и м ы ,— к т а к о й м ы сл и п о д в о д и т н ас поэт и д о с т и г а е т н ео б х о д и м о й о стр о т ы и зрим ой к о н к р е т н о с т и х у д о ж е с т в е н н о -исто р и ческо го м ы ш л е н и я , к о гд а н е о ж и д а н н о « с о п р я г а е т » в с в о и х с т и х а х я в л е н и я , к а з а л о с ь бы, б е з м е р ­ но д а л е к о о т с т о я щ и е д р у г от д р у га , д а ж е н есо вм ести м ы е: « б л о к а д н ы е о че р еди за х л е­ бо м » и — «в века у х о д я щ у ю , ти х у ю и с в я т у ю о ч е р е д ь — к Л е н и н у , в •- М авзо л ей » ... В се мы, есте ствен н о , о б р а щ а е м с я к Л е н и ­ ну, его и д ей н о м у н асл ед и ю , ко гд а ищ ем о т ­ веты на м ногие ж гу ч и е п р о б л ем ы с о в р е м е н ­ ности. И Л е н и н о т в е ч а е т на них Н о н е т о л ь ­ ко « ц и т а т а м и » , не о т д е л ь н ы м и в ы с к а з ы в а н и я ­ ми, а — духом их, д у х о м , к о то р ы й д о л ж е н б ы ть се г о д н я усвоен творчески и творче­ ски ж е п р етво р ен в ж и зн ь , в п о в сед н е в н у ю п р а к т и к у со ц и а л и с т и ч е с к о го , к о м м у н и с т и ч е ­ с к о го п р е о б р а з о в а н и я м и р а.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2