Сибирские огни № 10 - 1970
о нем, готовности помочь и — в то же вре мя —в твердой уверенности, что труженику этому уготована лучшая доля: Вдруг резче Меж бровями складка, И сразу смех и шутка прочь!.. —Так вот. товарищ делегатка...— Вздохнул,— Попробуем помочь!. — Глаза прищурились в заботе При виде сбитых каблуков. — Вы молоды, вы доживете До модных туфель и шелков... «Суровые бородачи» из ревкома потом вручили Наде и «двадцати пяти солдаткам» «ленинский подарок»... Многое говорила поэма В. Федорова послевоенному читателю, перенесшему же стокие испытания 40-х годов и жившему вряд ли лучше, чем герои поэта, люди во семнадцатого года. Ленин олицетворял здесь идеал партийного и государственного дея теля, для которого заботы о судьбе страны в целом органически сливались с заботой о рядовом, конкретном человеке-тружемике. Существенной частью, интересной стра ницей в сибирской поэтической Ленинизме являются произведения о пребывании В. И. Ленина в сибирской ссылке: стихи И. Рождественского, циклы «Ленин в Шу шенском» И. Авраменко (1954—1961 гг.), «В Шуше, у подножия Саяна...» К. Лисов ского (60-е годы), «Из тетради, которая бы ла со мной в Шушенском» И. Фонякова (1965 г.). Обращаясь к этой теме, поэты-сибиряки, разумеется, не могут пройти мимо уже на копленного опыта, в частности — мимо поэ мы С. Щипачева «Домик в Шушенском» (1944), известных послевоенных стихов А. Твардовского. Я. Смелякова, Н. Заболоц кого, В. Луговского, М. Светлова и других. Ретроспекция, взгляд в прошлое посто янно корректируется, выверяется нашими поэтами современным знанием, с высоты ко торого мы смотрим в прошлое, видя в нем истоки сегодняшних и завтрашних сверше ний. Времена минувшие и времена нынеш ние совмещаются. Историзм сливается с ли рической конкретностью сиюминутного пере живания. Такое двойное освещение темы, воссоз дание образа Ленина в двух историко-ху дожественных измерениях позволяет поэтам подчеркнуть Связь событий, эстафету вре мен, непреходящую современность Ленина, его идей. Илья Авраменко, как мы могли убедить ся по его «Нарымской повести»,— поэт эпи ческого склада. Но эпически подробный рассказ постоянно перебивается у него пи- рически-взволнованным монологом, вытека ющим из личного воспоминания автора. Цикл стихов «Ленин в Шушенском» состав ляют, с одной стороны, зарисовки жизни, быта, работы Владимира Ильича и Надеж ды Константиновны в Шушенском и, с дру гой стороны, картины новой Сибири, преоб раженной по заветам вождя. Вот мы видим Ильича, горячо убеждаю щего Кржижановского в срочной необходи мости создания «общерусской нашей газе ты»... А вот Ленин и Крупская угощают чаем «крестьянского мальчика лет шести- семи», Миньку, который кажется вождю грядущей революции «символом самой горь кой русской были со всей ее гнетущей наго той». Еще целых два десятилетия до пол ного краха царизма, пока еще и Ленин, и Минька —«невольных этих лет односельча не и узники империи одной». Былой приют далеких декабристов — в сугробах дом над стылой речкой Шушь... Зима, зима... Метели вой иенстов... Сибирская окраинная глушь... Наконец, мы становимся свидетелями отъезда Ленина и Крупской из ссылки: Спит Енисей, глухими льдами скинан. Кружит метель, вамегаись и урча. В степную мглу летит но гик Старкова За тройкой, уносящей Ильича И мысль моя летит .га нею следом — Гляжу туда, как вдаль из наших дней... В этих строках — наиболее характерные для И. Авраменко тематические и образные параллели, обычно кладущиеся в основу структуры, композиции стиха. пеЙ!аж, кар тины природы — рассказ, эпизод из жизни Ленина —лирическое переживание автора. Идея стихотворения, как правило, логически последовательно и эмоционально вытекает из этих трех компонентов. Рисуя будни Ленина и Крупской в ссыл ке, поэт часто уносится мыслью ко дню се годняшнему, стремясь вообразить, о чем же думал в то время Ильич, какой нрозревалась ему Сибирь будущего. Однако тут-то неред ко и подстерегает автора опасность механи ческой перечислитедышсти всего, что созда но нашим народом за годы Советской вла сти. простой описателыюсти и даже некой слащавой умиленности содеянным («Вот меж сосен, крышей горбясь, показался важг ный сельхозтехникума корпус чегырехэтаж- ный А за ним — над синим долом, залит яс ным светом, встал и смотриI новоселом но вый Дом Советов» и г. п.) Иногда картины современной преображенной Сибири, откры вающиеся перед автором, чисто механически «накладываются» на мечты Ленина о буду щем. «привносятся» в думы и мысли вождя без достаточной художественной «подготов ки» и убедительности, как декларации и кон статации. которым читатель должен верить на слово («Как радовался б он живым при метам, проведав давней дальности места! Все чудится мне: именно об этом была его дорожная мечта» и I д.) Подобные недостатки в решении Ленин- ' ской темы свойственны не только И Авра менко. По той же причине, мне кажется, большой и к целом интересный цикл Кази мира Лисовского «В Шуше, у подножия Саяна.. » не красят стихи «.V едых. завет ных стен музея» и «Город-памятник». В первом стихотворении автор дает, так сказать, «собирательный портрет» молодых строителей города, где Ленин «три года про-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2