Сибирские огни № 10 - 1970

о нем, готовности помочь и — в то же вре­ мя —в твердой уверенности, что труженику этому уготована лучшая доля: Вдруг резче Меж бровями складка, И сразу смех и шутка прочь!.. —Так вот. товарищ делегатка...— Вздохнул,— Попробуем помочь!. — Глаза прищурились в заботе При виде сбитых каблуков. — Вы молоды, вы доживете До модных туфель и шелков... «Суровые бородачи» из ревкома потом вручили Наде и «двадцати пяти солдаткам» «ленинский подарок»... Многое говорила поэма В. Федорова послевоенному читателю, перенесшему же­ стокие испытания 40-х годов и жившему вряд ли лучше, чем герои поэта, люди во­ семнадцатого года. Ленин олицетворял здесь идеал партийного и государственного дея­ теля, для которого заботы о судьбе страны в целом органически сливались с заботой о рядовом, конкретном человеке-тружемике. Существенной частью, интересной стра­ ницей в сибирской поэтической Ленинизме являются произведения о пребывании В. И. Ленина в сибирской ссылке: стихи И. Рождественского, циклы «Ленин в Шу­ шенском» И. Авраменко (1954—1961 гг.), «В Шуше, у подножия Саяна...» К. Лисов­ ского (60-е годы), «Из тетради, которая бы­ ла со мной в Шушенском» И. Фонякова (1965 г.). Обращаясь к этой теме, поэты-сибиряки, разумеется, не могут пройти мимо уже на­ копленного опыта, в частности — мимо поэ­ мы С. Щипачева «Домик в Шушенском» (1944), известных послевоенных стихов А. Твардовского. Я. Смелякова, Н. Заболоц­ кого, В. Луговского, М. Светлова и других. Ретроспекция, взгляд в прошлое посто­ янно корректируется, выверяется нашими поэтами современным знанием, с высоты ко­ торого мы смотрим в прошлое, видя в нем истоки сегодняшних и завтрашних сверше­ ний. Времена минувшие и времена нынеш­ ние совмещаются. Историзм сливается с ли­ рической конкретностью сиюминутного пере­ живания. Такое двойное освещение темы, воссоз­ дание образа Ленина в двух историко-ху­ дожественных измерениях позволяет поэтам подчеркнуть Связь событий, эстафету вре­ мен, непреходящую современность Ленина, его идей. Илья Авраменко, как мы могли убедить­ ся по его «Нарымской повести»,— поэт эпи­ ческого склада. Но эпически подробный рассказ постоянно перебивается у него пи- рически-взволнованным монологом, вытека­ ющим из личного воспоминания автора. Цикл стихов «Ленин в Шушенском» состав­ ляют, с одной стороны, зарисовки жизни, быта, работы Владимира Ильича и Надеж­ ды Константиновны в Шушенском и, с дру­ гой стороны, картины новой Сибири, преоб­ раженной по заветам вождя. Вот мы видим Ильича, горячо убеждаю­ щего Кржижановского в срочной необходи­ мости создания «общерусской нашей газе­ ты»... А вот Ленин и Крупская угощают чаем «крестьянского мальчика лет шести- семи», Миньку, который кажется вождю грядущей революции «символом самой горь­ кой русской были со всей ее гнетущей наго­ той». Еще целых два десятилетия до пол­ ного краха царизма, пока еще и Ленин, и Минька —«невольных этих лет односельча­ не и узники империи одной». Былой приют далеких декабристов — в сугробах дом над стылой речкой Шушь... Зима, зима... Метели вой иенстов... Сибирская окраинная глушь... Наконец, мы становимся свидетелями отъезда Ленина и Крупской из ссылки: Спит Енисей, глухими льдами скинан. Кружит метель, вамегаись и урча. В степную мглу летит но гик Старкова За тройкой, уносящей Ильича И мысль моя летит .га нею следом — Гляжу туда, как вдаль из наших дней... В этих строках — наиболее характерные для И. Авраменко тематические и образные параллели, обычно кладущиеся в основу структуры, композиции стиха. пеЙ!аж, кар­ тины природы — рассказ, эпизод из жизни Ленина —лирическое переживание автора. Идея стихотворения, как правило, логически последовательно и эмоционально вытекает из этих трех компонентов. Рисуя будни Ленина и Крупской в ссыл­ ке, поэт часто уносится мыслью ко дню се­ годняшнему, стремясь вообразить, о чем же думал в то время Ильич, какой нрозревалась ему Сибирь будущего. Однако тут-то неред­ ко и подстерегает автора опасность механи­ ческой перечислитедышсти всего, что созда­ но нашим народом за годы Советской вла­ сти. простой описателыюсти и даже некой слащавой умиленности содеянным («Вот меж сосен, крышей горбясь, показался важг ный сельхозтехникума корпус чегырехэтаж- ный А за ним — над синим долом, залит яс­ ным светом, встал и смотриI новоселом но­ вый Дом Советов» и г. п.) Иногда картины современной преображенной Сибири, откры­ вающиеся перед автором, чисто механически «накладываются» на мечты Ленина о буду­ щем. «привносятся» в думы и мысли вождя без достаточной художественной «подготов­ ки» и убедительности, как декларации и кон­ статации. которым читатель должен верить на слово («Как радовался б он живым при­ метам, проведав давней дальности места! Все чудится мне: именно об этом была его дорожная мечта» и I д.) Подобные недостатки в решении Ленин- ' ской темы свойственны не только И Авра­ менко. По той же причине, мне кажется, большой и к целом интересный цикл Кази­ мира Лисовского «В Шуше, у подножия Саяна.. » не красят стихи «.V едых. завет­ ных стен музея» и «Город-памятник». В первом стихотворении автор дает, так сказать, «собирательный портрет» молодых строителей города, где Ленин «три года про-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2