Сибирские огни № 10 - 1970
Сергея Снежкова, сражающегося с фаши стами в пушкинских местах, неотделима1 от судьбы Родины, от Ленина. «Малец двух летний», отправленный в двадцатых годах из голодного Поволжья в «хлебные края» Сибири, Снежков, говорит автор, «может быть, теснее, чем ты. чем я, сроднился кровно с нею» — с Россией, с Родиной: Подобрала, согрела и обмыла. Дала игрушку в ручки их худые И от голодной доли отрела. Сама изнемогая, голодая, Она —послеоктябрьская Россия, Республика Советов молодая, И нареченной матерью им стала, Оберегая, пестуя, уча. Открыла двери в жизнь и обласкала Отеческой рукою Ильича. Сергей Снежков, как и лирический ге рой-рассказчик «Нарымской повести» И. Авраменко,— это, в большинстве, люди поколения, воспитанного уже в голы Совет ской власти Их внутренний духовный мир формировался под знаком идей и заветов Ленина, которые во время Великой Оте чественной войны предстояло защитить. Ленин предстает в их сознании не только провидцем и «отцом» будущей судьбы, но и участником развернувшейся битвы. Как клятву верности Родине и Ленину воспри нимает парад войск 7 ноября 1941 года ли рический герой стихов Леонида Решетнико ва, отправляющийся прямо с Красной пло щади на передний край, « 1 уда, где тревога, где от Москвы огневая дорога стала един ственно верным путем». Бьется шинель на ветру о колени. В воздухе веет сражения дым... Кажется, молча поднявшийся Ленин, Стоя вверху, на гранитной ступени, Кепкою машет солдатам своим... Образ Ленина, образ Родины и образ лирического героя, участника войны, взаимо проникая и обогащая друг друга, связыва ются поэтами в единую цепь историко-худо жественных ассоциаций и сопоставлений и создают емкий образ Времени, образ самой движущейся Истории... К середине 50-х годов нашей поэзией был накоплен большой опыт воссоздания образа вождя и человека. Укрепление ле нинских норм в жизни советского обшес(ва вновь и вновь обращало поэтическую мысль к теме — Ленин и народ, Ленин и судьба каждого человека-борца и труженика. И опять-таки обращение к истории, взгляд в революционное прошлое становятся здесь одним из способов идейно-художественного осмысления современности. В поэме Василия Федорова «Ленинский подарок» есть такой эпизод: Ленин приез жает в госпиталь и там. незадолго до за ключения Брестского мира, разрешает спор раненых: «надо ль замириться с буржуази ей мировой?». При этом «старики твердят, что надо» Характерен ответ Ленина: —Вот, вот.. И я —за стариков... , , Когда за власть буржуи ссорятся. Война народу не с руки... Нет, нет! И пусть не хорохорятся То-о-вариши меньшевики1 Показательны здесь и иронически-презри- тельный выпад Ленина в сторону «то о- варишей меньшевиков», и го, что Ленив чутко прислушивался к голосу народа, стре мился учесть его глубинные интересы и чая ния, прежде чем решиться на заключение Брестского мирного договора: примечатель на, наконец, точная оценка вождем между народной политической ситуации и характе ра войны («когда за гласть бцржун ссо рятся»!. Современное же звучание этому эпизоду придавало то немаловажное обстоятельство,, что поэма была написана в 1953 году —; в то время, когда развернулось мощное между народное движение сторонников мира за предотвращение новой войны. Нельзя так же забывать, что страна наша к 1953 году только что залечила раны, нанесенные вой ной с фашистской Германией,— в этом смысле очень современно звучали и строки поэмы, вскрывающие социальную и психо логическую подоплеку давней беседы Лени на с ранеными бойцами: Когда в глаза ему смотрели С голодным блеском сотни глаз. Он видел, как они теплели От гордой мысли, что у нас Все будет. Только б укрепиться. Чтоб на просторах всей страны Слитил нам не огинь войны, А плавок доменных зарницы. Всем этим, впрочем, ассоциации и сопо^ ставления с современностью у читателя- поэмы В, Федорова не ограничивались. ...Ленин уезжает из госпиталя, а работ*» ницы, спохватившись, посылают вдогонку Ильичу медсестру Надю, героиню поэмы, «просить обувки». Надя «догнала чихавший фордик у неисправного мостка». Ильич, На мостик выйдя древний, 1 Пока саперы чинят путь. Как мужики порой в деревне. Присел на бревна отдохнуть. Смеялись лучики морщинки, И Надя, прямо как на грех. Увидела его ботинки, Поношенные, как V всех В этих и последующих строках поэт не-, назойливо, но убедительно говорит о есте ственной простого, даже как бы «обыкно венности» Ленина-человека («...как мужи ки... в деревне», «ботинки, поношенные, как у всех»). На робкую и стеснительную прось бу Нади, Ильич отвечает: А вам У —спросил I И рассмеялся , И весело и грустно так. Он стал, как показалось Наде. > С мастеровыми чем то схож; '? Прикинул, на ботинок глядя — Э - э нет!.. Уже не подошьешь!.. , Ленин встае 1 перед нами как «самый че ловечный человек», прекрасно сознающий’ все невзгоды и драматичность жизни ПРО-1 стого труженика, весь в пбстоййн'Ой Заботе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2