Сибирские огни № 10 - 1970

.Человек, овладевший грамотой лишь на третьем десятке, Илья Мухачев принадле­ жал к такому типу писателей, которых в Сибири называли в 20-х годах «самосочи- нителями», т. е. литераторами, не имеющи­ ми нередко даже общего образования, при­ шедшими в литературу прямо от станка и плуга, из самой гущи народа, захваченного жаждой революционного созидания и твор­ чества. Далеко не все, конечно, «самосочи- нители» стали настоящими писателями, но некоторые, наиболее талантливые, в гом чйсле и Илья Мухачев, упорно и быстро шли к овладению законами и тайнами поэ­ тического мастерства. • Лесоруб, землекоп, плотник, рабочий-ко­ жевник, солдат первой мировой войны, а затем доброволец Пятой Красной Армии, участник разгрома колчаковщины и кулац­ ко-белогвардейских банд на Алтае, поэт прошел большую социальную и политиче­ скую школу бойца революции, которая в конце концов и дала ему в руки книгу Ле­ нина— источник вдохновения и знаний на всю жизнь. В стихотворении «Годы юности моей». >ассказывая о былой «угрюмой жизни», о начале своей трудовой биографии, начав­ шейся для него в четырнадцать лет, И. Му- лачев пишет: Гам, в глуши лесных селений. Кто же мог поведать мне. Что о наших судьбах Ленин Думал в дальней стороне. Подобный .же аспект 1 емы— Ленин, его значение в судьбе каждого человека за­ трагивает в одном из лирических отступле­ ний «Нарымской повести» поэт Илья Авра­ менко, чей творческий путь начинался и до сих пор тесно связан с Сибирью. В его поэме речь идет о событиях 1911—1912 го­ дов, когда будущему поэту было всего че­ тыре года и когда он, естественно, не раз­ бирался, «что значит: «несвобода» и «сво­ бода». Хотя еще сердцам не виден Смольный, и в Петербурге крепок трон царя, но к <акодеким окраинам окольный, путь пробивал Свободы ветер вольный, и. этим ветром вольности горя, свой трудный день встречала юность века. И Ленин -- в отдалении своем.— вприщур окинув русский жоем,— задумался о праве человека, тем самым и о будущем моем. («Нарымская повесть» И. Авраменко рас­ сказывает о Я. М Свердлове, о его сибир­ ской ссылке, партийной работе и побете на ролю. Ленин в это время находился за гра­ нящей и там. в эмиграции, «в российских «в.ыжидаюших» кругах давал отпор всей накипи и скверне, что путалась предательски В ногах». Образ вождя проходит через всю эпическую поэму, он посюянно живет в мыслях и думах Свердлова, в воспомина­ ниях, беседах и спорах ссыльных револю­ ционеров —«как волнорез» Ленин «всюду ¡появлялся в те мгновенья, когда был нужен в силах перевес». В лирических отступлениях поэмы И. Ав­ раменко, отходя от эпически развернутого сюжетного повествования, нередко как бы «совмещает» разные времена, заглядывает в далекое и близкое будущее героев, кото­ рое им пока неизвестно во всех многозна­ чительных подробностях и деталях, но ко­ торое — и в этом они уверены —будет на­ полнено борьбой за власть Советов иод ру­ ководством Ленина. «А ждешь ты встречи с Ильичей?» — обращается, например, ав­ тор к большевику Чугурину и рисует перед ним картину встречи с вождем через не­ сколько лет: А видишь ли из отдаления, как принимает партбилет из рук твоих товарищ Ленин’ Пройдет всего лишь . сколько лет? — как от смущения нахмурен, читая выборжцев письмо, он говорит: «А вы —Чугурин, я помню вас по Лонжюмо» Снова возвращаясь к эпическому расска­ зу и ко времени действия «Нарымской по­ вести», автор воспевает славную «когорту» революиионеров-лепимцев, называет их «от­ цами» своей судьбы: Какой народ! Какое племя! Быть может, вечность лишь одна и знала, где, в какое воем я их воссияют имена! В поэтических произведениях о героях революции (к их числу надо отнести и поэ- му Александра Смерлова «Юность товари­ ща Валериана»— 1935—1938 гг.) образ Ле­ нина. являющегося чаше всего лицом эпи­ зодическим или возникающего перед мыс­ ленным взором центральных персонажен, тем не менее играет большую и важную роль в раскрытии и утверждении идейно-ху­ дожественного замысла произведении. Вот почему такие вещи совершенно правомерно входят в историю поэтической Ленииианы. Непреходящая современность Ленина ощущалась и ощущается поэтами постоян­ но. к какому бы этапу истории советского общества они ни обращались. Эстафета^ ле­ нинских идей и свершений передается от по­ коления к поколению определяет поступь «шагов Истории самой», судьбы страны, ми­ ра. человечества. Особым смыслом образ вождя наполнил­ ся в огненные годы Великой Отечебтвенной войны, когда развернулась гигантская бит­ ва за социалистическое Отчество, основан­ ное Лениным В наиболее значительных произведениях поэтической Ленииианы вре­ мен войны (стихи Н Тихонова, О Гудзенко, М Дудина, О. Берггольц, поэмы В Лугов- ейого. Г. Шипачева и др.) образ Ленина стал символом верности Родине, народу, партии, символом мужества и стойкости со­ ветских людей на фронте и в тылу Заметное место в этом литерагурном ря­ ду занимает и написанная несколько позд­ нее поэма Александра Смерлова «Пушкин­ ские горы» (1945—1949 гг.). Судьба героя поэмы, молодого поэта

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2