Сибирские огни № 10 - 1970
.Человек, овладевший грамотой лишь на третьем десятке, Илья Мухачев принадле жал к такому типу писателей, которых в Сибири называли в 20-х годах «самосочи- нителями», т. е. литераторами, не имеющи ми нередко даже общего образования, при шедшими в литературу прямо от станка и плуга, из самой гущи народа, захваченного жаждой революционного созидания и твор чества. Далеко не все, конечно, «самосочи- нители» стали настоящими писателями, но некоторые, наиболее талантливые, в гом чйсле и Илья Мухачев, упорно и быстро шли к овладению законами и тайнами поэ тического мастерства. • Лесоруб, землекоп, плотник, рабочий-ко жевник, солдат первой мировой войны, а затем доброволец Пятой Красной Армии, участник разгрома колчаковщины и кулац ко-белогвардейских банд на Алтае, поэт прошел большую социальную и политиче скую школу бойца революции, которая в конце концов и дала ему в руки книгу Ле нина— источник вдохновения и знаний на всю жизнь. В стихотворении «Годы юности моей». >ассказывая о былой «угрюмой жизни», о начале своей трудовой биографии, начав шейся для него в четырнадцать лет, И. Му- лачев пишет: Гам, в глуши лесных селений. Кто же мог поведать мне. Что о наших судьбах Ленин Думал в дальней стороне. Подобный .же аспект 1 емы— Ленин, его значение в судьбе каждого человека за трагивает в одном из лирических отступле ний «Нарымской повести» поэт Илья Авра менко, чей творческий путь начинался и до сих пор тесно связан с Сибирью. В его поэме речь идет о событиях 1911—1912 го дов, когда будущему поэту было всего че тыре года и когда он, естественно, не раз бирался, «что значит: «несвобода» и «сво бода». Хотя еще сердцам не виден Смольный, и в Петербурге крепок трон царя, но к <акодеким окраинам окольный, путь пробивал Свободы ветер вольный, и. этим ветром вольности горя, свой трудный день встречала юность века. И Ленин -- в отдалении своем.— вприщур окинув русский жоем,— задумался о праве человека, тем самым и о будущем моем. («Нарымская повесть» И. Авраменко рас сказывает о Я. М Свердлове, о его сибир ской ссылке, партийной работе и побете на ролю. Ленин в это время находился за гра нящей и там. в эмиграции, «в российских «в.ыжидаюших» кругах давал отпор всей накипи и скверне, что путалась предательски В ногах». Образ вождя проходит через всю эпическую поэму, он посюянно живет в мыслях и думах Свердлова, в воспомина ниях, беседах и спорах ссыльных револю ционеров —«как волнорез» Ленин «всюду ¡появлялся в те мгновенья, когда был нужен в силах перевес». В лирических отступлениях поэмы И. Ав раменко, отходя от эпически развернутого сюжетного повествования, нередко как бы «совмещает» разные времена, заглядывает в далекое и близкое будущее героев, кото рое им пока неизвестно во всех многозна чительных подробностях и деталях, но ко торое — и в этом они уверены —будет на полнено борьбой за власть Советов иод ру ководством Ленина. «А ждешь ты встречи с Ильичей?» — обращается, например, ав тор к большевику Чугурину и рисует перед ним картину встречи с вождем через не сколько лет: А видишь ли из отдаления, как принимает партбилет из рук твоих товарищ Ленин’ Пройдет всего лишь . сколько лет? — как от смущения нахмурен, читая выборжцев письмо, он говорит: «А вы —Чугурин, я помню вас по Лонжюмо» Снова возвращаясь к эпическому расска зу и ко времени действия «Нарымской по вести», автор воспевает славную «когорту» революиионеров-лепимцев, называет их «от цами» своей судьбы: Какой народ! Какое племя! Быть может, вечность лишь одна и знала, где, в какое воем я их воссияют имена! В поэтических произведениях о героях революции (к их числу надо отнести и поэ- му Александра Смерлова «Юность товари ща Валериана»— 1935—1938 гг.) образ Ле нина. являющегося чаше всего лицом эпи зодическим или возникающего перед мыс ленным взором центральных персонажен, тем не менее играет большую и важную роль в раскрытии и утверждении идейно-ху дожественного замысла произведении. Вот почему такие вещи совершенно правомерно входят в историю поэтической Ленииианы. Непреходящая современность Ленина ощущалась и ощущается поэтами постоян но. к какому бы этапу истории советского общества они ни обращались. Эстафета^ ле нинских идей и свершений передается от по коления к поколению определяет поступь «шагов Истории самой», судьбы страны, ми ра. человечества. Особым смыслом образ вождя наполнил ся в огненные годы Великой Отечебтвенной войны, когда развернулась гигантская бит ва за социалистическое Отчество, основан ное Лениным В наиболее значительных произведениях поэтической Ленииианы вре мен войны (стихи Н Тихонова, О Гудзенко, М Дудина, О. Берггольц, поэмы В Лугов- ейого. Г. Шипачева и др.) образ Ленина стал символом верности Родине, народу, партии, символом мужества и стойкости со ветских людей на фронте и в тылу Заметное место в этом литерагурном ря ду занимает и написанная несколько позд нее поэма Александра Смерлова «Пушкин ские горы» (1945—1949 гг.). Судьба героя поэмы, молодого поэта
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2