Сибирские огни № 10 - 1970
ления, за которыми — весь драматизм эпо хи, бесповоротное размежёвание противо борствующих классовых сил: В дипломатической ложе — Монокль. Бинокль. —Пойдемте... воздух тяжелый... Вши... —Вымыться лень скотине... А Л е н и н В ы ш е л В е с е л ы й , к а к и м е н и н н и к . (Разрядка автора.— В. К.) Рискованность последнего сравнения, на первый взгляд, кажется очевидной. Потому что с,разу же думаешь о драматически-на- пряженном положении в стране в 1918 году, о тяжелой, изнурительной борьбе, которую Ленину, его единомышленникам по партии пришлось вести против Троцкого и иже с ним, против эсеров и меньшевиков. Однако обратимся к свидетельству очевидца, деле гата IV Чрезвычайного Всероссийского съезда Советов. Г. Сафронов в воспоминаниях «Незабы ваемые дни» («Новый мир», 1970, № 1) рас сказывает о спокойст вии , с которым Ленин произносил доклад о ратификации Брест ского договора, о личност и и убеж денност и вождя, неотразимо действующих на деле гатов. Выступивший с содокладом лидер левых эсеров Б. Камков заявил о выходе социа- листов-революционеров из состава Советско го правительства. «Ленин в заключительном слове,— пишет Г. Сафронов,— не стал отвечать на клеветнические заявления эсеров и меньше виков, а подверг резкой критике содоклад Камкова. Тот, находясь в партере, несколько раз подавал с места, и довольно громко, реплики, но Ленин не реагировал на них. Тогда Камков вскочил и, размахивая газе той, начал что-то кричать, стараясь заглу шить голос Ленина. Председательствующий принялся наводить порядок. Ленин продолжал говорить относительно выступления Камкова и, приведя его вопрос относительно того, каков будет срок пере дышки, с л у к а в о й усм еш ко й ответил словами старинного изречения: «Один дурак может больше спрашивать, чем десять умных от ветить». Ответ Ленина вызвал шумные апло дисменты почти всего зала». Очевидно, обыденный смысл, общежи тейское толкование сравнения Ленина с че ловеком «веселым, как именинник», в сти хотворении В. Итина вряд ли уместны и правомерны. Поэт сознательно пошел на дом ы сел , на п р е уве ли ч ен и е, вполне допусти мые и даже необходимые в поэзии, чтобы изобразить смелый и разумный тактический шаг, точно рассчитанный и вместе глубоко свойственный Ильичу психологический жест опытного трибуна и мудрого политика, что бы, предельно сгустив краски, показать нам неи ссяка ем ы й л е н и н ск и й оптимизм в д ей ствии. Впрочем, В. Итин, видимо, сознавал воэ- можиость нареканий за отступление от кон кретных исторических фактов. Во втором, книжном, варианте стихотворения он заклю чил сравнение в скобки и сопроводил его многозначительными знаками вопроса и вос клицания: «А Ленин вышел веселый (как именинник?!)». Тем самым поэт как бы предоставлял читателю право самому пораз мыслить над сутью дела, над правдой кон кретного жизненного факта и правдой худо жественного образа... Как бы то ни было, сила ленинской мыс ли, захватывающий революционный пафос речи вождя переданы в стихотворении очень выразительно: Трудно сказать —человечий это голос Или гудит стосильный дизель. Ясно, в стальном и голом Черепе взрыв на взрыве. Сдвинулись и помчались. Вот оно, четвертое измерение! Капитан Коренастый Отчалил В океан Ненастный Времени. И ясно — мы видим сами! — Над Рейхстагом, В Берлине, Красное знамя!.. Последние строки убеждают читателя не только в том, почему Ленин был настроен так оптимистически так уверен был в пра вильности своей тактики на съезде, но и по казывают гениальную прозорливость Лени- иг-стратега, мощь его стратегического м ыш л е н и я , п р е д в и д е н и я и а н а л и за сложной в то время международной обстановки: револю ция в кайзеровской Германии сама собой «сняла», «отменила» все кабальные условия Брестского договора... В стихотворении В. Итина слиты воеди но два идейно-стилевых потока: один берет начало от ставшего уже традиционным ге роико-романтического образа Ленина-капи- тана, другой, до той поры незнакомый на шей поэзии, находит свое выражение в не ожиданном и смелом сравнении Ленина с человеком «веселым, как именинник». О речи вождя на съезде дальше сказано: А в сущности —говорил, как в школе. «Тильзитский мир»... «Борьба классов»<« Но громадной и грозной волей Разгорались сердца у нас. Здесь — характерные признаки обоих сти левых потоков. И хотя контраст между тем и другим явственен, переходы от одного к другому — подчеркнуто резки и вроде бы не «подготовлены» (не случайны эти противо поставительные союзы «а», «но»),— мы ни как не можем сказать, что поэт намеренно снижает образ вождя (как не можем упрек нуть в том, что автор перенес центр тяже сти на драматизм ситуации, а не на драма тизм внутреннего поиска Лениным един ственно приемлемой тактики большевиков на съезде). Вернее будет признать, что ле нинский образ в стихотворении В. Итина
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2