Сибирские огни № 10 - 1970
ния взывает к чувству классовой солидар ности рабочих в дни тяжелой утраты, то Михаил Скуратов в небольшой поэме «Скорбь» отталкивается в первую очередь от психологии, настроений, отношения к Лени ну крестьянина, чалдона, коренного сибиря- ка-старожила: Ползли сугробами по пояс Сермяжники из деревень И траурный встрепали поезд, Врезаяся в старинный Кремль. Разумеется, ни стихотворение И. Уткина, ни поэма М. Скуратова еще не очеиь-то ха рактерны для сложившегося позднее стиля, тематики и проблематики будущих авторов «Повести о рыжем Мотэле...» и «Сибирской родословной...». Но уже в ранних произведе ниях о Ленине, оказавшись под одной «кры шей» коллективного сборника, связанные едиными творческими установками ИЛХО, они заметно несхожи друг с другом и по своей поэтике, и по «ставке» на определен ного читателя или слушателя. И потому не случайны в стихах одного— «хор рабочих окраин», «глотки гудков» и «Колонный зал», а в стихах другого — «сермяжники из дере вень», «сугробы по пояс» и «старинный Кремль». Однако и в стихах И. Уткина, и в стихах М. Скуратова есть то главное и общее, .что роднит поэтов: и тот, и другой выражают великую скорбь, передают — каждый по- своему— отношение к Ленину всего народа: И все, от мала до велика. Осиротелая семья. Одною скорбью многоликой Мы провожали Ильича. Если в «Восточном Ленине» М. Скуратов во многом несамостоятелен, то в этих и дру гих строфах «Скорби» он предвосхищает не которые мотивы и образы, вошедшие в по этическую Лениниану позднее, в частно сти — более известное стихотворение Д. Бед ного «Снежинки» (1925), такие, к примеру, мастерски исполненные строки: Заковано тоскою ледяною Безмолвие убогих деревень, И снова он встает передо мною — Смертельною тоской пронзенный день. Забуду ли народный плач у Горок, И проводы вождя, и скорбь, и жуть, И тысячи лаптишек и опорок, За Лениным утаптывавших путь! Так утверждалась в советской поэзии, и в творчестве поэтов Сибири, в частности, од на из важнейших тем литературы первых лет революции — тема «Ленин и народ», тесно перепле 1 авшаяся с такими коренными для того времени проблемами жизни и ис кусства, как судьба народа в революции, рождение новой социалистической личности, ее единство и связь с массами Вспомним, что герой поэмы С. Есенина «Анна Снегина» на вопрос крестьян: «Скажи, кто такое Ле нин?»— тихо ответил: «Он — вы». Вивиан Итин в стихотворении «Речь Ленина» также скажет о вожде: «Весь он был из нас». Своеобразное преломление тема «Ленин и народ» получила в начале 20-х годов в очень популярном образе Ленима-капитана, рулевого, кормчего обновляющейся в рево люционных вихрях Земли. «...Повинуйся ис кусству капитана, ходил уверенно в его ру ках штурвал» (Д. Бедный); «Руками сжав штурвал железный, на красной вышке бро невой стоит и держит путь свой звездный мятежный, гордый рулевой» (И. Ионов); «О капитан! Ты на новый простор парус на правишь средь мглы океана!» (А. Вечерний). В. Итин в стихотворении «Брест» также употребит этот распространенный образ, но, как увидим дальше, вместе с тем поэт и значительно обогатит его новыми художе ственно-психологическими гранями... Критик В. Баранов, отметив проникнове ние «подобного рода элементов» и в прозу, «что говорит о схожести самих способов ху дожественного мышления», пишет: «Хотя сам по себе этот образ был проникнут боль шим смыслом, хотя у многих из названных поэтов образ корабля и «капитана земли» (С. Есенин) поворачивается своими гранями, все же сам факт перекрещения линий худо жественных поисков в одной точке не мог не обращать на себя внимания. Корабль плыл, а образ стоял на месте. Требовалось раздви гать горизонты исканий, преодолевать со блазнительную очевидность художественных решений» («Вопросы литературы», 1970, № 1, стр 17). Такую попытку нового решения темы, смены художественно-психологических ра курсов р изображении Ленина и предпринял Вивиан Итин в стихотворении «Брест (эскиз к поэме)»1. Еще А. Вечерний в стихотворении «Вож дю мировой революции» (1920), которое в несколько переработанном виде вошло в 1924 году в сборник «Ильичу» под назва нием «Капитану», писал о том, что воля и мудрость Ленина спасли завоевания рево люции /в «дни безумные Бреста». В. Итин не остановился на подобной констатации. В начале стихотворения поэт скупыми, лаконичными шт рихами-ремарками набра сывает картину действия, определяет поли тическую ситуацию, в которой Ленин произ носит свою речь: «1918 год. Чрезвычайный съезд. Тихо. Чичерин. Брест». Напряженная атмосфера съезда, который должен был ра тифицировать тяжкий, кабальный, но жиз ненно важный для судеб молодой Республи ки Советов Брестский мирный договор, убе дительно и экспрессивно передана уже в"на- чальных строфах стихотворения: Тревоги никто не подавит. Молчанья чугунный удав. Лапой мохнатой зажаты Шершавые глотки солдат. И дальше — резкий контраст, смелые и острые психологические сдвиги и сопостав- -------- --------- 1 «Сибирские огни», 1924, № !. Во втором (для коллективного сборника) варианте это стихотворе ние появилось под названием «Речь Ленина».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2