Сибирские огни № 10 - 1970

ния взывает к чувству классовой солидар­ ности рабочих в дни тяжелой утраты, то Михаил Скуратов в небольшой поэме «Скорбь» отталкивается в первую очередь от психологии, настроений, отношения к Лени­ ну крестьянина, чалдона, коренного сибиря- ка-старожила: Ползли сугробами по пояс Сермяжники из деревень И траурный встрепали поезд, Врезаяся в старинный Кремль. Разумеется, ни стихотворение И. Уткина, ни поэма М. Скуратова еще не очеиь-то ха­ рактерны для сложившегося позднее стиля, тематики и проблематики будущих авторов «Повести о рыжем Мотэле...» и «Сибирской родословной...». Но уже в ранних произведе­ ниях о Ленине, оказавшись под одной «кры­ шей» коллективного сборника, связанные едиными творческими установками ИЛХО, они заметно несхожи друг с другом и по своей поэтике, и по «ставке» на определен­ ного читателя или слушателя. И потому не случайны в стихах одного— «хор рабочих окраин», «глотки гудков» и «Колонный зал», а в стихах другого — «сермяжники из дере­ вень», «сугробы по пояс» и «старинный Кремль». Однако и в стихах И. Уткина, и в стихах М. Скуратова есть то главное и общее, .что роднит поэтов: и тот, и другой выражают великую скорбь, передают — каждый по- своему— отношение к Ленину всего народа: И все, от мала до велика. Осиротелая семья. Одною скорбью многоликой Мы провожали Ильича. Если в «Восточном Ленине» М. Скуратов во многом несамостоятелен, то в этих и дру­ гих строфах «Скорби» он предвосхищает не­ которые мотивы и образы, вошедшие в по­ этическую Лениниану позднее, в частно­ сти — более известное стихотворение Д. Бед­ ного «Снежинки» (1925), такие, к примеру, мастерски исполненные строки: Заковано тоскою ледяною Безмолвие убогих деревень, И снова он встает передо мною — Смертельною тоской пронзенный день. Забуду ли народный плач у Горок, И проводы вождя, и скорбь, и жуть, И тысячи лаптишек и опорок, За Лениным утаптывавших путь! Так утверждалась в советской поэзии, и в творчестве поэтов Сибири, в частности, од­ на из важнейших тем литературы первых лет революции — тема «Ленин и народ», тесно перепле 1 авшаяся с такими коренными для того времени проблемами жизни и ис­ кусства, как судьба народа в революции, рождение новой социалистической личности, ее единство и связь с массами Вспомним, что герой поэмы С. Есенина «Анна Снегина» на вопрос крестьян: «Скажи, кто такое Ле­ нин?»— тихо ответил: «Он — вы». Вивиан Итин в стихотворении «Речь Ленина» также скажет о вожде: «Весь он был из нас». Своеобразное преломление тема «Ленин и народ» получила в начале 20-х годов в очень популярном образе Ленима-капитана, рулевого, кормчего обновляющейся в рево­ люционных вихрях Земли. «...Повинуйся ис­ кусству капитана, ходил уверенно в его ру­ ках штурвал» (Д. Бедный); «Руками сжав штурвал железный, на красной вышке бро­ невой стоит и держит путь свой звездный мятежный, гордый рулевой» (И. Ионов); «О капитан! Ты на новый простор парус на­ правишь средь мглы океана!» (А. Вечерний). В. Итин в стихотворении «Брест» также употребит этот распространенный образ, но, как увидим дальше, вместе с тем поэт и значительно обогатит его новыми художе­ ственно-психологическими гранями... Критик В. Баранов, отметив проникнове­ ние «подобного рода элементов» и в прозу, «что говорит о схожести самих способов ху­ дожественного мышления», пишет: «Хотя сам по себе этот образ был проникнут боль­ шим смыслом, хотя у многих из названных поэтов образ корабля и «капитана земли» (С. Есенин) поворачивается своими гранями, все же сам факт перекрещения линий худо­ жественных поисков в одной точке не мог не обращать на себя внимания. Корабль плыл, а образ стоял на месте. Требовалось раздви­ гать горизонты исканий, преодолевать со­ блазнительную очевидность художественных решений» («Вопросы литературы», 1970, № 1, стр 17). Такую попытку нового решения темы, смены художественно-психологических ра­ курсов р изображении Ленина и предпринял Вивиан Итин в стихотворении «Брест (эскиз к поэме)»1. Еще А. Вечерний в стихотворении «Вож­ дю мировой революции» (1920), которое в несколько переработанном виде вошло в 1924 году в сборник «Ильичу» под назва­ нием «Капитану», писал о том, что воля и мудрость Ленина спасли завоевания рево­ люции /в «дни безумные Бреста». В. Итин не остановился на подобной констатации. В начале стихотворения поэт скупыми, лаконичными шт рихами-ремарками набра­ сывает картину действия, определяет поли­ тическую ситуацию, в которой Ленин произ­ носит свою речь: «1918 год. Чрезвычайный съезд. Тихо. Чичерин. Брест». Напряженная атмосфера съезда, который должен был ра­ тифицировать тяжкий, кабальный, но жиз­ ненно важный для судеб молодой Республи­ ки Советов Брестский мирный договор, убе­ дительно и экспрессивно передана уже в"на- чальных строфах стихотворения: Тревоги никто не подавит. Молчанья чугунный удав. Лапой мохнатой зажаты Шершавые глотки солдат. И дальше — резкий контраст, смелые и острые психологические сдвиги и сопостав- -------- --------- 1 «Сибирские огни», 1924, № !. Во втором (для коллективного сборника) варианте это стихотворе­ ние появилось под названием «Речь Ленина».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2