Сибирские огни № 10 - 1970

У него голова большая. Как и сам он такой большой. Против разных эмиров он знает Заклинания он хорошо. И за ним, шагая бесстрашно, Обугленный зноем Восток Кумачовою шалью замашет, Подняв на дыбы песок. И недаром плывут сказанья На Востоке об Ильиче. Скоро, скоро алое знамя Вонзится стрелой в мечеть. Несомненна здесь тематическая пере­ кличка с известной поэмой Н. Тихонова «Са­ ми» (1920), но еще более явственно ощу­ щается зависимость молодого автора от эстетических канонов и принципов поэтов Пролеткульта и «Кузницы» с их тяготением к планетарным образам и обобщениям. Влияние различных литературных на­ правлений и группировок 20-х годов чувст­ вуется и в других стихах сборника. Все это, видимо, понимал уже тогда наставник ил- ховцев, редактор газеты «Власть труда», большевик-ленинец Г. А. Ржанов, подчерки­ вавший в предисловии к книге: «Каплей, са­ мой незначительной песчинкой войдет в му­ зей Ильича-Ленина сборник стихов поэтов- сибиряков, стихов иркутского пролетарско­ го молодняка». Тем не менее, критика очень одобрительно отнеслась к начинанию илхов- цев. Вивиан Итин в журнале «Сибирские огни» писал: «Сборник иркутян не песчинка, а краеугольный камень... Стихи говорят са­ ми за себя. Они свежи и гулки, как комсо­ мольское сердце. Сборник илховцев был бы украшением каталога любого нашего изда­ тельства и заслуживает самого вниматель­ ного отношения» («Сибирские огни», 1924, № 1, стр. 243—244). Чем же все-таки привлекали и привле­ кают стихи сборника «Ильичу»? Прежде всего — искренностью. Искренностью в вы­ ражении своей личной и всенародной скор­ би, исторгнутым из глубин души криком боли и печали, вызванной огромной и не­ восполнимой утратой — смертью гения ре­ волюции. Как справедливо говорит иссле­ дователь литературы 20-х годов В. П. Труш- кин, и сегодня стихи илховцев «сохраняют для нас всю непосредственность и очарова­ ние жцвого человеческого документа, отра­ зившего свое время, первую эмоциональ­ ную реакцию на трагическое известие о смерти Ленина, самые первые душевные движения при этом известии». Магистральная идея, лейтмотив сборни­ ка — утверждение бессмертия Ленина и его Дела. В лучших стихах илховцев заметно стремление слить, связать в единый эмоцио­ нальный поэтический узел высокую патети­ ку безмерной скорби с теплым и проникно­ венным словом об Ильиче. Ассоциации, па­ раллели, обобщения глобального и даже космического плана нередко соседствуют в стихах с живыми и непосредственными чув­ ствами, выраженными просто и непритяза­ тельно и отражающими всю глубину р есте­ ственность большого человеческого горя. Характерно в этом отношении открываю­ щее сборник стихотворение Адриана Вечер­ него «Застонали радиомачты». Три строфы дадут представление о композиции, о разви­ тии лирического «сюжета», стиха: Эта весть, как обвалов грохот, Эта весть, как разящий бич, Эта весть, как Вселенной вздохи: «Встаньте! Умер Ильич!» Но когда срок безмолвия минет, Все сольем мы в единый клич И в лицо самой смерти кинем: «Жив Ильич!» Он, безмерное бремя подъявший, Он не умер, он только спит. Отдыхает наш Вождь уставший Под гранитом могильных плит. Василий Томский, обращаясь к Ленину, говорит: Слушай, как по миру расплескалась песня Комсомол поет ее и ширит мощь плеча. Верю, знаю —Ленин вновь воскреснет В коллективном отраженья Ильича... Примечательно, что эти громкие, пафос­ ные, но все же несколько общие, расплыв­ чатые, отдающие риторикой (во всяком слу­ чае, для современного читателя) поэтические строки уживаются в стихах В, Томского с интонацией душевной, доверительной беседы с вождем: «Часто-часто ночью над работою подниму глаза к нему и говорю...» -Так совмещались в поэтике илховцев, об­ разуя сложное противоречивое целое, возвы­ шенный героико-романтический пафос пер­ вых лет революции и риторика славословий, глобальный, космический масштаб образов с искренним выражением своего личного и на­ родного отношения к вождю. Наиболее интересные и художественно совершенные (по сравнению с другими) сти­ хи о Ленине были написаны в то время са­ мым талантливым из илховцев — Иосифом Уткиным: И как будто бы в сердце ранен, Содрогаяся до основ. Зарыдал хор рабочих окраин. Надрывая глотки гудков И пошли с похоронным стоном, И от стонов кривился рот. Но читал я на красных знаменах. Что Ильич никогда не умрет. Но видал я, как стены дрожали, Услыхавши клятвенный.клич, И, я знаю, в Колонном зале Эту клятву слыхал Ильич. Стихи И. Уткина — не только прямой от­ клик на смерть вождя, утверждение ленин­ ского бессмертия Здесь ли ч н о е чувство по­ эта неразрывно сплавлено с чувствами, пе­ реживаемыми всем рабочим классом моло­ дой Советской республики. Это рано про­ явившееся в поэзии И. Уткина кла ссо во е чутье, чувство своего кла сса , на службу ко­ торому он открыто и сознательно ставит свое творчество, четкая социальная нацелен­ ность стиха открывали перед будущим ком­ сомольским поэтом простор для создания произведений широкого патриотического и интернационального звучания. Если Иосиф Уткин всем духом, пафосом, идейно-образным строем своего стихотворе

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2