Сибирские огни № 10 - 1970

х о д о м д а л ь н е й ш и х со б ы т и й . Н о у вл еч ен он е щ е и п о то м у , что К р а в к о в — х у д о ж н и к . М а к с а к о в и д р у г и е гер о и п о в ести — э т о ж и ­ вы е л ю д и , х а р а к т е р ы . « М о р о з не ш у ти т, в о д а л е д я н а я . А М а к ­ с а к о в в к о р о т е н ь к о м п о л у ш у б к е , р а с с т а в и в т о л с т ы е ноги, о т б и в а е т к а й л о й п о р о д у . С г р о х о т о м с ы п л е т с я о н а в п о д с т а в л е н н ы й л о ­ ток. Н а т у ж и в а я с ь так, что д а ж е щ е к и к р а ­ сн ею т, а р е н д а т о р п о д ы м а е т л о т о к и б е ж и т с ним к ручью . Н е в о л ь н о х о ч е тс я п о с м о т р е т ь . У ж о ч е н ь у в е р е н н ы е у него д в и ж е н и я . Я о с т а н а в л и ­ ваю сь. Р у к а в а у него за с у ч е н ы . П о р о д у он пе- р е м е ш и в а е т в во д е го л ы м и р у к а м и , п о то м м о л о д е ц к и в с т р я х и в а е т л о т о к , с б р а с ы в а е т п у с т ы е к а м н и . П о л о щ е т до л го , о п я т ь в с т р я ­ х и в а е т . В л о т к е о с т а е т с я о д и н че р н ы й ш л и х . Т о г д а с л е г к а п л е с к а е т в о д и ц ей , ш у т я н а ­ к л о н я е т л о т о к — ш л и х р а з б е г а е т с я . В л о т к е б л е с т и т зо л о то ... Л о в к о ! П р я м о к а к ф о ­ ку сн и к. М а к с а к о в зн а е т , что з д о р о в о в ы ш л о , и в е с е л о с м е е т с я , п о т и р а я о с т у ж е н н ы е руки, п а л ь ц ы . — Н у, и м о е т е в ы ! — о д о б р я е т его о д и н с т а р а т е л ь . У л ы б а ю т с я и д р у ги е . — Э т а к и м в о т.— п о д н и м а е т М а к с а к о в н а д сн его м л а д о н ь ,— б е з п о р то к по п р и и с ­ к а м б е га л . П о р а н а у ч и т ьс я !» М а к с а к о в з а т е м р а с к р ы в а е т с я к а к л о в к и й д е л е ц , не о с т а н а в л и в а ю щ и й с я д а ж е п ер ед п р е с т у п л е н и е м , чтобы з а в л а д е т ь з а ш и ф р о ­ в а н н ы м п л а н о м у ч а с т к а . И о б р а з его в н а ­ ш е м с о зн а н и и с к л а д ы в а е т с я из т а к и х вот д и н а м и ч н ы х сцен и ка р т и н , из т а к и х р е ч е ­ в ы х х а р а к т е р и с т и к , к о т о р ы е п р и о т к р ы в а ю т в н у т р е н н и й мир д о в о л ь н о г о со бо й , у в е р е н ­ н о го и на п ер в ы х п о р а х п р е у с п е в а ю щ е г о к о м м е р с а н т а . П л а н о м он т а к и не з а в л а ­ д ел . Е м у п о м е ш а л и н а с т о я щ и е п а т р и о т ы , л ю д и с м е л ы е и с а м о о т в е р ж е н н ы е . О д н а к о , р и с у я его, К р а в к о в д а л е к о т п р и м и т и в н о й сх ем ы . М а к с а к о в у м н ы й и с и л ьн ы й враг. В п о в ести « З а ш и ф р о в а н н ы й п л а н » г л а в ­ ный герой не М а к с а к о в , а тот, кто на сво й с т р а х и ри ск в з я л с я п о м е ш а т ь ем у н а ж и т ь ­ ся за счет г о с у д а р с т в а , кто п о сл е всех м ы ­ т а р с т в д а с т , н а к о н е ц , п о б е д н у ю т е л е г р а м м у : « П л а н р а с ш и ф р о в а н , ко н ц е с с и я с о р в а л а с ь , г о с у д а р с т в о б у д е т р а б о т а т ь на Бурим де...» Н е в то м суть, что М а к с а к о в п о б е ж д е н , а в то м , ч т о . р о д и л и с ь , ж и в у т и д е й с т в у ю т л ю д и д р у г о й ф о р м а ц и и , д р у г и х с о ц и а л ь н ы х ц ел ей , д р у г о й м о р а л и . О н и х -то ж и в о и м о л о д о , с б о л ь ш о й верой в их с ч а с т л и в о е б у д у щ е е и р а с с к а з а л в п о вести К р а в к о в . О в л а д е н и е м а т е р и а л о м иной т о н а л ь н о ­ сти, и н о го с о д е р ж а н и я не п р о х о д и л о д л я п и с а т е л я б е з потерь. Н е к о т о р ы е к о н ф л и к т ы в его п р о и з в е д е н и я х о к а з ы в а л и с ь чер езм ер - но п р я м о л и н е й н ы м и , а х а р а к т е р ы д е й с т в у ­ ю щ и х л и ц — о т н ю д ь не м н о го гр а н н ы м и , к р а с к и — т у с к л ы м и , ч а сто о д н о о б р а з н ы м и . Э т о з а м е т н о и в р а с с к а з а х « У д а р н и к » , « Ш а г че р ез гр а н ь » и в п о с л е д н е й п о вести о ш а х т е р а х « У тр о б о л ь ш о г о д н я » . О д н а к о К р а в к о в в ер н о п о ч у в с т в о в а л п а ф о с т р и д ц а ­ т ы х го д о в — п а ф о с п е р в ы х р а д о с т н ы х у с­ п е х о в с о ц и а л и з м а , п а ф о с ге р о и ч еск о го т р у ­ д а . О н р е ш а л т о г д а е д и н у ю д л я с о в ет ск о й л и т е р а т у р ы з а д а ч у — р а с к р ы т ь х а р а к т е р п р о с т о г о ч е л о в е к а , а к т и в н о у ч а с т в у ю щ е г о в п р о ц е с с е с о ц и а л и с т и ч е с к о г о с о з и д а н и я . М а к с и м и л и а н К р а в к о в к а к п и с а т е л ь с д е ­ л а л н ем н о го . Л у ч ш е е в его тв о р ч еств е по о б ъ е м у н евел и ко . Н о то. что с д е л а н о им х о р о ш о , в х о д и т в н а ш у л и т е р а т у р у к ак ее н е о б х о д и м а я ч а с т и ц а , п о -с в о е м у я р к а я , по- с в о е м у н е п о в т о р и м а я . *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2