Сибирские огни № 10 - 1970
■удалились со всем своим скарбом крестьяне, ле дождавшиеся счастья на родине и поэто му ' решившиеся искать его «на краю све та»,— это обрекшие себя на долговременное мытарство по Сибири переселенцы, двинув шиеся со своих мест в Уссурийский край...» В конце рецензии критик пишет: «Г Бунин так дооросовестно, сердечно и талантливо исполнил свою авторскую задачу, что мы со своей стороны можем только смело реко мендовать его рассказы как для детей, так и для народа». Сибирская газета не случайно обратила внимание на книгу Бунина: прежде всего ее заинтересовал рассказ «На край света», по священный переселению крестьян в Си бирь — жгучей проблеме, волновавшей в то время умы передовой России. Этот рассказ был написан Буниным в 1894 г. по живым впечатлениям: путешествуя по Придне провью, он встретил однажды на переселен ческом пункте крестьян, которых нищета вы гнала из родного села и заставила искать прибежище «на краю света». Одноименный рассказ, написанный им вскоре, принес пер вый успех Бунину В ноябре 1895 г. он вы ступил с чтением его в Петербурге на ве чере, устроенном с целью оказания помощи переселенцам, и это было встречено «бурей оваций»1 Собственно говоря, с рассказа «На край света» началось становление Бунина как крупнейшего художника-реалиста. Интересно отметить, что название рассказа Бунина пе рекликается с одной фразой В. И. Ленина, писавшего: «...невыносимое положение крестьян таково, что русский мужик готов бежать не только в Сибирь, но и на край света»1 2 Итак, .сибирская газета впервые, в сущ ности, отозвалась о ранней прозе Бунина, причем дала ей очень высокую опенку. Чрез вычайно интересно сопоставить •рецензию «Сибири» с тем отзывом, который дан был первой прозаической книге Бунина офи циальными правительственными кругами царской России. Ею заинтересовался Особый отдел Учебного комитета Министерства на родного просвещения, созданный в 60-х го дах прошлого века специально для борьбы с проникновением в народные библиотеки- читальни и в библиотеки учебных заведений «неугодной» литературы (на счету Особого отдела изъятие из библиотек ряда произве дений Пушкина, Некрасова, Салтыкова- Щедрина и других крупнейших русских писателей). Книга Бунина «На край света» дважды (в 1897 и 1900 гг.) поступала на рассмотрение Особого отдела и каждый раз запрещалась для библиотек «Ученые» цен зоры отмечали, что в рассказе «На край света» изображена трагическая судьба разо ренной деревни, что «автор описывает тяже лое положение переселенцев, которые не по своей вине должны искать других мест» и т. д. Разумеется, по мнению Особого от дела, такие «тяжелые» сцены и картины ни 1 Б а б о р е к о А. К , указ, соч., с. 55. 2 В. И. Л е р пн, Собр. соч., т. 21, с. 325. в коей мере не могут служить «здоровой» пищей для народного чтения В результате, отдел вынес следующее решение: «Вообще книга г. Бунина не заслуживает никакой сте пени одобрения». Министр народного просвещения утвер дил это решение, и первая книга прозы Бу нина была запрещена для обращения в библиотеках. Характерно,, что первоначаль но (в 1897 г.) Особый отдел рассматривал книгу Бунина в связи с ходатайством Берд- ской библиотеки Томской губернии, которая предполагала приобрести сборник «На край света» (по правилам для библиотек 1890 г., каждая книга, поступавшая в библиотеку, должна была прежде получить одобрение Ученого комитета). Это обстоятельство еще раз свидетельствует об интересе сибиряков к первым творческим шагам Бунина... Большое внимание уделяла творчеству Бунина и другая демократическая газета Сибири — знаменитое «Восточное обозре ние», основанное в 1882 г. Н. М. Ядринце- вым. Известно, что вокруг этой газеты спло тились лучшие силы литературной Сибири. Первоначально «Восточное обозрение» вы ходило в Петербурге (по тем же мотивам, что и «Сибирь»), а с 1886 г.— в Иркутске. В 90-е годы в газете активно сотрудничали сосланные в Сибирь марксисты; в 1906 г. издание газеты было прекращено сибирски ми властями в «административном порядке». Начиная с 1900 г., вслед за Д. А Клемен- цем редактором газеты стал сосланный в Сибирь в 80-е годы народоволец, известный журналист И. И. Попов. Впервые имя Бунина встречается на стра ницах газеты в 1899 г. (№ 105—106) в кри тическом обозрении «Журнальные заметки». В частности, говоря о прозе журнала «Мир божий» за апрель, критик «Восточного обо зрения» выделяет рассказ Бунина «Без роду- племени» (наряду с рассказами Н Г Гари на-Михайловского и К М Станюковича). Более развернутая характеристика творче ства писателя дана в «Журнальных замет ках», опубликованных в газете в 1902 г. (№ 59). Рассматривая прозу журнала «Рус ская мысль», рецензент «Восточного обозре ния» лучшим произведением в первой книж ке журнала за 1902 г. считает рассказ Бу нина «Новый год» В этом рассказе изобра жен молодой чиновник, возвращающийся вместе с женой в Петербург с юга и встре чающий новогоднюю ночь в своем родном хуторе. Он с тоской и отвращением вспоми нает предыдущий новый год, встреченный в кругу сослуживцев, пошлую и бессмыслен ную жизнь, «полную серых служебных дней», сливающихся в один бесконечный день. Познакомив читателей с содержанием рассказа, рецензент в заключение приходит к примечательному выводу «И сама собой напрашивается антитеза: тот, у кого осмыс лена будничная обстановка жизни, кто соединен с более или менее обширной груп 1 ЦГИА СССР, ф. 734, оп. 3, 1897 г., д. 80. л. 975; там же, 1900 г., д. 93, л. 2489.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2