Сибирские огни № 10 - 1970

■удалились со всем своим скарбом крестьяне, ле дождавшиеся счастья на родине и поэто­ му ' решившиеся искать его «на краю све­ та»,— это обрекшие себя на долговременное мытарство по Сибири переселенцы, двинув­ шиеся со своих мест в Уссурийский край...» В конце рецензии критик пишет: «Г Бунин так дооросовестно, сердечно и талантливо исполнил свою авторскую задачу, что мы со своей стороны можем только смело реко­ мендовать его рассказы как для детей, так и для народа». Сибирская газета не случайно обратила внимание на книгу Бунина: прежде всего ее заинтересовал рассказ «На край света», по­ священный переселению крестьян в Си­ бирь — жгучей проблеме, волновавшей в то время умы передовой России. Этот рассказ был написан Буниным в 1894 г. по живым впечатлениям: путешествуя по Придне­ провью, он встретил однажды на переселен­ ческом пункте крестьян, которых нищета вы­ гнала из родного села и заставила искать прибежище «на краю света». Одноименный рассказ, написанный им вскоре, принес пер­ вый успех Бунину В ноябре 1895 г. он вы­ ступил с чтением его в Петербурге на ве­ чере, устроенном с целью оказания помощи переселенцам, и это было встречено «бурей оваций»1 Собственно говоря, с рассказа «На край света» началось становление Бунина как крупнейшего художника-реалиста. Интересно отметить, что название рассказа Бунина пе­ рекликается с одной фразой В. И. Ленина, писавшего: «...невыносимое положение крестьян таково, что русский мужик готов бежать не только в Сибирь, но и на край света»1 2 Итак, .сибирская газета впервые, в сущ­ ности, отозвалась о ранней прозе Бунина, причем дала ей очень высокую опенку. Чрез­ вычайно интересно сопоставить •рецензию «Сибири» с тем отзывом, который дан был первой прозаической книге Бунина офи­ циальными правительственными кругами царской России. Ею заинтересовался Особый отдел Учебного комитета Министерства на­ родного просвещения, созданный в 60-х го­ дах прошлого века специально для борьбы с проникновением в народные библиотеки- читальни и в библиотеки учебных заведений «неугодной» литературы (на счету Особого отдела изъятие из библиотек ряда произве­ дений Пушкина, Некрасова, Салтыкова- Щедрина и других крупнейших русских писателей). Книга Бунина «На край света» дважды (в 1897 и 1900 гг.) поступала на рассмотрение Особого отдела и каждый раз запрещалась для библиотек «Ученые» цен­ зоры отмечали, что в рассказе «На край света» изображена трагическая судьба разо­ ренной деревни, что «автор описывает тяже­ лое положение переселенцев, которые не по своей вине должны искать других мест» и т. д. Разумеется, по мнению Особого от­ дела, такие «тяжелые» сцены и картины ни 1 Б а б о р е к о А. К , указ, соч., с. 55. 2 В. И. Л е р пн, Собр. соч., т. 21, с. 325. в коей мере не могут служить «здоровой» пищей для народного чтения В результате, отдел вынес следующее решение: «Вообще книга г. Бунина не заслуживает никакой сте­ пени одобрения». Министр народного просвещения утвер­ дил это решение, и первая книга прозы Бу­ нина была запрещена для обращения в библиотеках. Характерно,, что первоначаль­ но (в 1897 г.) Особый отдел рассматривал книгу Бунина в связи с ходатайством Берд- ской библиотеки Томской губернии, которая предполагала приобрести сборник «На край света» (по правилам для библиотек 1890 г., каждая книга, поступавшая в библиотеку, должна была прежде получить одобрение Ученого комитета). Это обстоятельство еще раз свидетельствует об интересе сибиряков к первым творческим шагам Бунина... Большое внимание уделяла творчеству Бунина и другая демократическая газета Сибири — знаменитое «Восточное обозре­ ние», основанное в 1882 г. Н. М. Ядринце- вым. Известно, что вокруг этой газеты спло­ тились лучшие силы литературной Сибири. Первоначально «Восточное обозрение» вы­ ходило в Петербурге (по тем же мотивам, что и «Сибирь»), а с 1886 г.— в Иркутске. В 90-е годы в газете активно сотрудничали сосланные в Сибирь марксисты; в 1906 г. издание газеты было прекращено сибирски­ ми властями в «административном порядке». Начиная с 1900 г., вслед за Д. А Клемен- цем редактором газеты стал сосланный в Сибирь в 80-е годы народоволец, известный журналист И. И. Попов. Впервые имя Бунина встречается на стра­ ницах газеты в 1899 г. (№ 105—106) в кри­ тическом обозрении «Журнальные заметки». В частности, говоря о прозе журнала «Мир божий» за апрель, критик «Восточного обо­ зрения» выделяет рассказ Бунина «Без роду- племени» (наряду с рассказами Н Г Гари­ на-Михайловского и К М Станюковича). Более развернутая характеристика творче­ ства писателя дана в «Журнальных замет­ ках», опубликованных в газете в 1902 г. (№ 59). Рассматривая прозу журнала «Рус­ ская мысль», рецензент «Восточного обозре­ ния» лучшим произведением в первой книж­ ке журнала за 1902 г. считает рассказ Бу­ нина «Новый год» В этом рассказе изобра­ жен молодой чиновник, возвращающийся вместе с женой в Петербург с юга и встре­ чающий новогоднюю ночь в своем родном хуторе. Он с тоской и отвращением вспоми­ нает предыдущий новый год, встреченный в кругу сослуживцев, пошлую и бессмыслен­ ную жизнь, «полную серых служебных дней», сливающихся в один бесконечный день. Познакомив читателей с содержанием рассказа, рецензент в заключение приходит к примечательному выводу «И сама собой напрашивается антитеза: тот, у кого осмыс­ лена будничная обстановка жизни, кто соединен с более или менее обширной груп­ 1 ЦГИА СССР, ф. 734, оп. 3, 1897 г., д. 80. л. 975; там же, 1900 г., д. 93, л. 2489.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2