Сибирские огни № 10 - 1970
ва. У вас одинаковые корочки на дипломах. Пока не прочитаешь, и не отличишь, какой из них инженерский, а какой учительский. Так что не задирай нос. Семену Ефимовичу казалось, что он на щупал для детей твердую и верную дорогу в жизнь: школа — комбайн — техникум — институт. Ведь всех она вывела и выводит в люди! Вера, правда, прервав из-за войны учебу, не сумела получить такой специаль ности, как Петр или Иван. Но для семей ной женщины и телефонисткой работать не так уж плохо. Оставалась младшая дочь, Валя. Росла она ласковой, доверчивой. Вечно возилась с котятами и щенятами, одно лето самоотверженно лечила и кормила дикого козленка, которого откуда-то притащил Вася Но больше всего любила играть в школу. Даже мать втянула в эту игру. За- • вела для нее специальную тетрадку и стала учить писать в первую очередь расписы ваться. Марии Григорьевне на пятом десят ке лет, конечно, трудно было правильно держать огрубевшими от нелегкой крестьян ской работы пальцами ручку, выводить по всем правилам, с нажимом и без нажима, буквы Но учительница была требователь ной, даже оценки ставила, как полагается, красными чернилами. Когда урок удавалось выполнить непло хо и обе оставались довольными друг дру гом, Мария Григорьевна предлагала дру гую игру: — Давай, доченька, вареники с песнями стряпать? Они садились за стол, в четыре руки ле пили вареники с творогом или с клубникой и в два голоса выводили «Закувала зозу- ленька» или «Ой ты, хмелю». Случалось, что и Семен Ефимович, залюбовавшись песней, подсаживался к столу и негромко подтягивал. Когда Валя заканчивала десятилетку, Мария Григорьевна, удивляясь тому, что отец яочему-то молчит о будущем их мень шенькой, неоднократно пыталась вызвать его на разговор: — Ты, Семен, Валю к комбайнам своим не таскай Я б хотела, чтоб она доктором стала. Семен Ефимович отмалчивался или отве чал неопределенно: — Зачем нам за нее решать. У нее своя голова на ппечах. Оставшись как-то вдвоем с дочерью, ре шил все-таки поинтересоваться, о чем она мечтает — Наверное, в педагогический пойду,— ответила Валя.— Туда многие наши девочки собираются. Или, как мама хочет, в меди цинский Семен Ефимович решил копнуть по глубже. — В педагогический — неплохо. Но из него разные специалисты выходят. Роза вон математику преподает, другие — рус ский, литературу, немецкий. У тебя-то к чему больше душа лежит? — Не знаю,— пожала плечами Валя,— Я школу люблю. Она, действительно, пока не знала, что ей выбрать. И то интересно, и другое. За то Семен Ефимович, как. ему казалось, знал, кем лучше всего быть дочери. Инже нером и только инженером! Он с уваже нием относился к любому полезному лю дям делу, в том числе и к работе врачей, педагогов, бухгалтеров. Но как можно какую-то другую работу сравнить с инже нерной? Кому, кроме инженера, дано искусство вдыхать жизнь в холодный ме талл, превращать его в станки, машины, заставлять двигаться по земле, плавать по воде, летать по воздуху? И если появляет ся возможность стать счастливейшим на земле человеком, инженером, как можно от этого отказаться? Переубедить Валю не стоило большого труда Она охотно послала документы в Алтайский политехнический институт, ста рательно сдавала экзамены. Не удивилась она и тому, что отец, после того, как она вернулась из города, разбудил ее утром до солнца и тихонько, чтоб не беспокоить Марию Григорьевну, сказал: — Вставай. Нас с тобой комбайны ждут. Все старшие братья и сестры начинали свою жизнь с этого. Почему же ей, буду щему создателю машин, не понюхать ке росина и солярки, не поучиться еще до занятий в институте держать в руках мо лоток, ключ, отвертку? Конечно, она ра ботала не так сноровисто, как Вера и Са ша. Те постепенно втягивались, с малых лет. Но с таким учителем, как отец, самое непривычное дело осваивать было легко. Прежде чем что-то поручить, он обстоя тельно объяснит, покажет, если надо — и не один раз. В то же время и скидок на то, что штурвальная — новичок, не де лал. Порядки в агрегате оставались преж ними: вперед и вперед без остановок. Страда! В тс гулкие недели, словно бы слившие ся г! один длинный-предликный день, Валя поняла смысл слов, которые она не раз читала в газетах: «Работать, как Пятни ца!» Но именно в эти же недели она по чувствовала себя взрослой и сильной. С этим чувством она вернулась в инсти тут. Начала ходить на лекции. Она еше во время экзаменов обратила внимание на го, что у нее туфли и платья не такие модные и броские, как у некоторых подружек по комнате в обще житии. Теперь у нее вдобавок руки были в ссадинах и кое-где с «черным маникю ром». Это оттого, что иногда молотком вместо заклепки бьешь по собственным пальцам. Но все это ее мало заботило. Она в семье привыкла, что не наряды и не пудры с помадами самое ценное в жизни. Она старалась поподробнее записывать лекции, подолгу сидела в читальном зале. Уверен ность, что она станет заводским инжене
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2