Сибирские огни № 10 - 1970
смиренный, непробивной в таком деле ком байнер. Другой в контору бы побежал или «на бога» начал брагь. Кузней ждал веселого спектакля. Ведь это со стороны смотреть — сварить сталь ной валик вроде бы просто, все равно, что пуговицу пришить. Нагрел, сложил концы, постукал молот ком и готово. Но тот, кто имел дело с металлом, знает, что тут надо уметь поймать момент при нагреве детали. Иначе или сожжешь, или концы срастаться не будут. Кроме того, просто срастить валик — это не Все. Нужно обкатать его, растянуть, чтоб он по длине и толщине был нормаль ный. — Ты бы лучше, мужик, сбегал в лавку за белоголовой,— сжалился над копавшим ся около горна приезжим молотобоец.— Так, однако, оно вернее было бы. — А ты без белоголовой можешь подсо бить?. Недолго, одну минуту, подержи... После первых же точных, рассчитанных ударов молотка концы валика слились. По следующие, более мягкие удары начали придавать утолщенному месту , соединения нужную форму — Э-э, да я смотрю, ты не впервой за это дело берешься,— озадаченно протянул кузнец.— Видать, кузнечил? — Приходилось После в старинном предгорном селе долго вспоминали тихого и неприметного на вид кутунлинского комбайнера. Каждый по-своему. Председатель и бригадиры: «Вот это работник! Хочешь, не хочешь — тянись за ним. Завалил зерном!» Мальчишка-воз ■ чик: «Ух, сила какая! Короб нелегкий, и я в коробе сидел. А он как пушинку...» Куз нец свое не мог забыть: «Кю знал, что эго сам Пятница! Заходит, в стоптанных сапо жонках...» Не молчали и десятки товарищей Пят ницы по профессии из разных МТС и рай онов, которые в этот и в другие годы бок о бок с ним работали. Слава о нем шла по всему краю. На него смотрели как на правофлангового, на которого не только нужно, но и интересно равняться. В короткие часы отдыха или во время дождя, расположившись в палатке на мяг кой соломе, Семен Ефимович вел с сыновь ими разговоры не только о работе. Петру в сорок седьмом исполнилось двадцать, Ивану,— девятнадцать Каки» у них думки в голове, к чему они стремятся? Может быть, как Степан и Вера, поскорее обза вестись семьей'* Вообще-то, не запретишь, сам он в их годы уже был отцом. Но мож но ли равнять? Он в тридцать лет впервые услышал слово — «институт», а они, на верное. легко выговаривали его еще до школы. — Поторопились Степан с Верой,— как бы приглашая сыновей к семейному разго вору, высказывал свое мнение Семен Ефи- мовйч.— Не нравится мне еще, что Степа от машин отбивается. — Его, я слышал, на учебу,обещают по слать, в краевую партийную школу,— вставлял Петр. — Ну, а ты как мыслишь насчет уче бы? Я смотрю, способности к технике у те бя есть, практику имеешь большую. По- моему, инженер из тебя получился бы что надо — Да, но ты представляешь, папа, как трудно попасть в институт? Там конкурс! А. мне еще аттестат зрелости надо полу чить... — Конкурс, Петя, он везде ешь,— после долгой паузы отзывался отец.— Я напри мер, прогоняю ленивых из агрегата. Да их нигде не любят. Так, наверное, и в инсти тутах... Сам же в эго время думал: действитель но, трудновато хлопцам. Ну, выйдут они отвечать рядом с такими, которые учились в школе без перерывов, начитанные, бойкие на язык... Конечно, такому, как Петр, пе ресесть с трактора на студенческую скамью не так просто. Но не может быть, чтобы в институтах ничего не прйдумали для таких, как он, для тех, кто служил в армии. Надо будет поинтересоваться. — А как ты, Ваня, плануешь? Может, тоже, как Степан,— в служащие? — Не-е,— решительно возражал Иван,— Я недавно с одним парнем разговаривал — он в Славгороде в техникуме учится на агронома. Интересно, говорит. В Алтайском машиностроительном ин ституте, как и предполагал Пятница, во время подумали о судьбах тех молодых людей, которые в трудные для страны дни заменили своих отцов и старших братьев на заводах и в поле. Были созданы подго товительные курсы, разработаны специаль ные программы. По настоянию отца Петр поступил на эти курсы. Задача перед ним встала нелег кая: за год повторить, а в общем-то почти заново пройти программу девятого и деся того классов, сдать экзамен на аттестат зрелости. (При этом, начиная е алфавита, нужно было учить ан'лийский. У них в школе его не преподавали). Затем выдер жать конкурсные вступительные экзамены в институт. Навыка регулярных занятий не было, то и дело обнаруживались пробелы в зна ниях за мпадшие классы. Петр, не задумы ваясь, согласился бы изо дня в день по во семнадцать-двадцать часов сидеть за ры чагами трактора, работать на ремонте, раз гружать машины с зеоном. Но требовалось по восемнадцать-двадцать часов сидеть над книгами, зубрить иностранные слова, пра вила, математические формулы Когда он летом сорок восьмого приехал домой — синевато-белый, с глубоко запав шими, но блестевшими счастьем глазами
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2