Сибирские огни № 09 - 1970
На истоках этой реки. Есть такое место — Чайлаг-Адыр. Зовут меня Ензак. Некоторое время мы сидели молча. Ензак попросил рассказать о Москве. Нас не надо было угова ривать. Эй, жена! Куда ты девалась? — оживился арат.— Послушала бы, интересное рассказывают ребята. Он првернулся — не идет ли жена, махнул рукой: — Женщины все такие — знать ничего не знают, и ничего им не интересно, совсем темные... И снова спросил: — В Москве и мужчины и женщины грамотные? Седип-оол прочел ему целую лекцию о равноправии мужчин ижен щин в Советском Союзе, о народном образовании. Ензак внимательно выслушал, задумался, еще старательнее зады мил. Потом сказал: — Вот, говорят, в нашей Туве давно революция произошла... Еще в двадцать первом году! А все-таки до сих пор у нас даже азбуки нет. Не то что женщины — мужики, вроде меня, даже расписываться не умеют. Что думают про это ученые люди? — Революционная партия и наше правительство,— с пафосом на чал я,— должно быть, думают об этом. А мы давно из Тувы и не мо жем вам ответить как следует. Но Ензак не успокоился. — Как же так? Мы, народ, получили права. Все теперь принадле жит аратам. Так и говорят: «Араты — хозяева страны». А вы посмот рите на меня. Луг, который мы косим,— самого большого ламы Сесер- лигского монастыря Соржу-Хелина. Как-то я попросил его: «Мне бы немного гравы накосить для пары коз»... А он и говорит: «Хорошо, хо рошо. Накоси мне десять копен, а потом одну можешь и себе». А как же в Москве? Кто там распоряжается землей? — В Москве,— говорим,— во всей Советской стране земля перешла к народу. Крестьянин никому не кланяется, не заискивает, как вы, пе ред каким-нибудь Соржу-Хелином. Сами обрабатывают землю, сами урожай получают. Платят небольшой налог — и все. — Вот это дело! — оживился Ензак.— А ведь что у нас? У нас мо настырское управление, баи — все по-прежнему. Чтоб им сдохнуть! Са мые хорошие пастбища и пахотные земли, самые большие стада — все- все у них! Наш собеседник говорил с раздражением, поглядывая на нас един ственным своим глазом, словно спрашивая: «Ну как же, парни, со всем этим быть? Вы же ученые люди — отвечайте!» Я стал заверять Ензака, что мы готовы служить трудящимся Ту вы, что мы не пожалеем... Ензак неожиданно поднялся и, бросив:— Работать пора!— дал по нять, что он уже сыт такими беседами. Вынул брусок из деревянного ведерка с водой и пошагал к делянке. Там он поточил косу звенящим бруском и начал проворно валить траву. — Чай готов, ребята! Кто хочет, пейте,— позвал Иван Владими рович. Мы расселись вокруг чугунной чаши с кипящим чаем, а ямщик по шел закладывать коней. Забираться в телегу не стали. Идем, вспоминаем о разговоре с ко сарем Да-а, тут есть о чем подумать! Нам почему-то было стыдно пе ред Ензаком.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2