Сибирские огни № 09 - 1970
— Невозможно высказать, как велики благодеяния вашего сиятель ства! Если бы не ваш великий ум и ваша хитрость, кто знает, что стало бы с нашими монастырями... Прошу вас,— он снова наполнил чашу. — Слушайте внимательно, Камбы. Ламский хурал имеет главной задачей укрепить желтую религию и обеспечить ее новое развитие. Но.« нам придется замаскировать истинные цели. Вы поняли меня? — Ооо! — протянул Камбы.— Понимаю, правитель! — Я выступать на хурале не буду. Пусть вылезет вперед этот глу пец Соднам, который получил на то полномочия Центрального Комите та. Пусть болтает, что хочет. Ламы не должны возражать ему, спорить с ним. Предупредите их! А хурал решит так, как надо — На то божья воля! — подхватил Камбы, притворно вытирая гла за рукавом и бормоча молитву. Буян-Бадыргы поднял руку. — На хурале будет обсуждаться вопрос о ламстве. Мы дадим со гласие на то, чтобы каждый человек, имеющий двух сыновей, одного обя зательно отдавал в хуре. Если у него четыре сына — два пойдут в мо настырь! Не выполнивший -этот закон отвечает перед судом, будет пла тить штраф. Кроме того, вынесем решение о постройке новых хуре. Так они все и сделали. «Руководители» Туьинской народно-революционной партии и мини стры: Буян-Бадыргы, Дала-Сюрюн, Идам-Сюрюн, Соднам-Балчир повели бешеное наступление на демократические порядки, за восстановление феодально-ламских прав. Они собрали и провели ламский хурал, прота щив на нем всю свою программу: взяли под государственную опеку ре лигию, вернули ламам все привилегии, ввели принудительное обучение молодежи в монастырских школах. Установили одинаковый' и для бед няков, и для баев налог, разрешили частную торговлю. Вся их по литика была направлена на возрождение буржуазных порядков в стране. Было совершенно ясно: пока в руководстве Центральным Комитетом будут находиться Буян-Бадыргы и другие крупнейшие феодалы, нечего ожидать добрых перемен. Действовали они и в самом деле очень тонко и хитро. Как раз в то время по неизвестным причинам умер Оюн Курседи. Можно было не сомневаться, что и тут не обошлось без их участия. Узнавая обо всем этом в Москве, мы не могли понять, что же такое происходит в Туве, почему с такой легкостью враги добиваются всего, чего хотят. Мы возмущались, негодовали. Научившись разбираться в политике, зная, как надо отстаивать завоевания революции, мы недоу мевали: почему наши старшие товарищи в Туве не понимают самых про стых истин, не могут разоблачись политических противников и разгро мить их! Мы не сомневались, что у республики хватит сил справиться с внутренними врагами, верили в победу дела революции и жалели лишь с том, что сами не можем сейчас, немедленно принять участие в борьбе. Уж мы бы не допустили того, что там произошло. Конечно, легко было нам сокрушать врагов в словесных пе репалках... Там, на месте, все оказывалось в тысячу раз сложнее. И одного на шего молодого задора вряд ли хватило бы на первое же прямое столк новение с действительными противниками — сильными, изворотливыми, хитрыми, наделенными неограниченной властью. А в Туве, между прочим, неплохо справились и без нас. ' Прогрессивные деятели Народно-Революционной партии, наиболее стойкие и верные делу революции, В сложившихся условиях не могли
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2