Сибирские огни № 09 - 1970

После уроков побежал к Софье Владимировне. Она нам как мать. Чего бы мы ни спросили — все расскажет, во всем поможет. Базанова член партии с 1908 года. За свои сорок лет, как у нас говорят, чего она только не видела, каких только чайников не поднимала!.. — Что скажешь, Тока? — У нас вчера Москвин выступал. Своими художественными сло­ вами так нас рассмешил — печень высохла! Пушкина потом читал, Толстого читал, Горького... А я даже не слышал про них... — Молодец, что пришел. Завтра я вам расскажу, что надо читать. На следующем занятии Софья Владимировна вручила мне «Мои университеты» и «Мать» Горького. Я испугался — такие большие книги!.. — Читай, читай! — поняла мое состояние Базанова.— Сначала, мо­ жет, и трудно будет. Захочешь — разберешься. Зато, если упорства хва­ тит, не пожалеешь. А что понравится — в этом я уверена. Когда про­ чтешь, Александр Адольфович за тебя рад будет. На всякий случай я оставил себе маленький мостик к спасению. — Если что не пойму, к вам приду! — Какой разговор! «Мостик» не потребовался. Начал читать «Мать». Читал днем и ночью. Не мог оторваться. Каждую страницу перечитывал по нескольку раз. Теперь у меня больше не оставалось свободного времени: книги, чциги, книги... А занятия, между тем, становились все серьезнее, основательнее. Лы начали изучать марксизм-ленинизм и теперь на все смотрели сов­ сем другими глазами. Не везло нам только с математикой, вернее с преподавателем. Гу- мер Хасанов оказался случайным человеком в дружном коллективе КУТВа. Не было дня, чтобы он пришел на занятия вовремя. Обыкно­ венно он появлялся мирут через пятнадцать-двадцать после звонка. Не­ торопливо, чтобы замаскировать лысину, с помощью расчески и ладони старательно зачесывал на просторную плешь редкие волосики. Мы ждем, когда же начнется урок. Шепчемся между собой, угады­ ваем, что, сейчас сделает наш Гумер, что скажет. Если выходит по-на­ шему— давимся от смеха, толкаем друг друга локтями. Наконец, Хасанов кончает приводить себя в порядок. — Ээ,— тянет он и начинает обстоятельно объяснять причину опрз- дания.— Понимаете, встал сегодня еще затемно. И собрался быстро. «Аннушка» почти сразу подошла — нисколько не ждал на остановке. Ну, думаю, рано приеду. И что же? Только отъехали — у трамвая заго­ релся мотор. Вот беда! Еле живой выбрался... Пока дождался другого трамвая, пока доехал, то да се... Прямо не везет!.. Дальше Гумер приступает к изучению недр своего портфеля. А время идет. — Ну-с, давайте заниматься! Вооружитесь карандашами и бума­ гой. Я напишу на доску цифры, а вы перепишите их. Нацарапав на доске несколько примеров, он торопливо бросал: — Решайте! Я скоро приду. И — исчезал из класса. Перед самым звонком он возникал снова. — Ну как, решили? Двое-трое скажут: — Решили.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2