Сибирские огни № 09 - 1970
Других предложений не поступило... Первый день для нас, «необъезженных», был особенно интересен. Занятия с Александром Адольфовичем на даче были просто товарище скими беседами. К тому же у Пальмбаха был более чем своеобразный метод преподавания. Он не только хотел как можно скорее научить нас русскому языку, но и сам попутно учил тувинский. Когда мы занима лись с башкы Александром, посторонний человек мог бы принять нас за полоумных. Пальмбах то становился на четвереньки и мычал, то хлопал руками и кукарекал, то мяукал по-кошачьи... Понимали мы друг друга великолепно, слова запоминались . сразу. Было шумно и весело. А тут... Софья Владимировна села за столик, раскрыла журнал и начала перекличку; — Элдеп-Очур... Шылаа... Янч^маа... Монге... Каждый вскакивал. Софья Владимировна, чуть щуря глаза, внима тельно оглядывала вызванного и тихо произносила: — Садитесь. Познакомившись с группой, она взяла указку и подошла к картам. — Начнем с вами изучать географию... Софья Владимировна неторопливо рассказывала, что это за наука такая — география, что из себя представляет Земля, какую она имеет форму, показала материки и океаны. Она называла страны, объясняла, где какой народ живет, что такое расы и национальности... Я позабыл о времени. Перед моими глазами раскрывался огром ный мир, в котором я жил и о котором до этой минуты ровным счетом ничего не знал. Какая же это умная наука — география!.. Я и не заме тил, когда, в какое мгновение мне стало все, о чем говорила Софья Вла димировна, ясным и понятным настолько, будто оно было известно мне всегда, всю жизнь. Эта женщина с внимательными и добрыми глазами каждым словом убеждала и меня, и моих товарищей: «Вы же все это давным-давно знаете! Ведь правда?» Мы сразу полюбили Софью Владимировну, ждали каждого ее уро ка и очень беспокоились и скучали о ней, если почему-либо она отсутство вала. Мы привязались к ней еще и потому, что Софья Владимировна не оставляла без внимания любой наш вопрос и всегда приходила на по мощь. Да что говорить! Мы от нее узнали так много о Туве и Монголии, будто это она жилд там, а не мы. На одном из ее первых занятий ребята зашумели. — В чем дело? — забеспокоилась Софья Владимировна. Плохо понимают,— объясняю ей. — Ээ, дело серьезное. Как же нам быть? — она присела за столик, подумала.— Устраивайся-ка, Тока, рядом со мной. Я перетащил свой стул к ее столику. — То, о чем я сейчас говорила, ты понял? — Понял. — Вот и расскажи все товарищам. Смутившись, кое-как пересказал я ребятам «концы» и «края». — Не все сказал! — заявили они. Я виновато посмотрел на преподавательницу. — Ничего,— успокоила она.;—Уладим. Со Ьледующего занятия Софья Владимировна ввела новый метод. Простыми словами, короткими предложениями медленно рассказывала она новый материал, а я переводил — слово за словом, фразу за фразой, стараясь ничего не пропустить. И дело пошло. и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2