Сибирские огни № 09 - 1970
Хорошо сказано!.. И хочется заключить свое слово о новой книге Елены Жилкиной одной строкой из ее же стихов: Мы все живем в предчувствии тепла... М. Ю д а л е в и ч ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ ^.^емн лет он вывел на всех листках ^подаренного ему календаря две бук вы «Б. П.». А когда его спросили: «Что это значит!1» — ответил: «Будущий писа тель!». С этого давнего случая начинает Галина Колесникова свою монографию «Сергей За лыгин»1. Жизнь талантливого прозаика она стремится проследить с детских лет, лите ратурную работу — с ранних юношеских опытов. Узнаем мы и о родителях писателя. Участие отца в революционном движении. Судебная расправа. Ссылка из родного Там бова в глухое село Уфимской губернии. Слушательница Бестужевских курсов, доб ровольно последовавшая в ссылку за буду щим мужем. Культ книги в семье... Все эти детали не просто любопытны. Они говорят об атмосфере, в которой скла дывался будущий художник. Существенны для формирования Сергея Залыгина и его юношеские походы на Ал тай до Тиберекских и Коргонских белков, его увлечение самодеятельностью, первая написанная им в школьные годы пьеса. От страницы к странице повествование Г. Колесниковой становится обстоятельнее, подробнее. В творческой биографии лауреа та Государственной премии Сергея Залыги на ничего не забыто. Не только выступле ния в «Омском альманахе» или «Омской правде», но даже очерки в студенческой многотиражке «За большевистские кадры». Перейдя к книгам известного писателя, кри тик знакомит с жизненной первоосновой произведений, историей их создания, часто воспроизводит сюжетные коллизии, не ску пится на характеристику персонажей. При этом используются не только печатные ра- боты, но и архивы Залыгина, стенограммы обсуждений его книг, записи личных бесед с писателем. Правда, нельзя не заметить, что внушительный фактический материал подчас недостаточно точно выверен, книга несвободна от досадных ошибок и неточно стей. Так, на стр. 18 сообщается, например, что С. Залыгин защитил диплом в 1942 году.1 1 Г. К о л е с н и к о в а . Сергей Залыгин. М., «Сов писатель», 1909. Но он окончил Омский сельскохозяйствен ный институт в 1939-м. На той же несчаст ливой странице омский литератор Констан тин Бежицкий назван В. Бежецким. А на предыдущей странице утверждается, что ге роя рассказа «На курорте», скромного учи теля, приняли за профессора. А вся суть рассказа в том, что учитель сам выдает себя за профессора. Не красят труд Г. Колесниковой и такие утверждения: «Чем больше писатель углуб лялся в источники, тем шире становился его кругозор. Он узнает, что армия Е. Мамон това действовала согласованно с армией И. Громова, поблизости сражались партиза ны М. Александрова, П. Щетинкина, А. Кравченко». Но, как известно, Игнатий Громов был командиром корпуса в парти занской армии легендарного алтайского Главкома Ефима Мамонтова, а до этого командовал отрядом в Каменской группе районов. Александр Кравченко, под коман дованием которого сражался и Петр Ще- тинкин, находился не «поблизости», а в бывшей Енисейской губернии, за многие сотни километров. Для того, чтобы устано вить это, нет никакой нужды углубляться в источники. Однако, несмотря на эти и по добные ошибки, монография Г. Колеснико вой интересна, интересна именно многообра зием фактического материала. Это не зна чит, что критик не пытается проследить путь ЗалЫгина-писателя, мыслителя, неутомимого экспериментатора. К сожалению, последнее не всегда удается. «Учиться в институте ему было нелегко. Барнаульский техникум дал основательные знания. В свободное время потянуло писать. Захотелось проверить, есть ли у него спо собности к литературной работе». Трудно поверить, чтобы все это могло иметь реша ющее значение для такого художника, как С. Залыгин, даже в самом начале его лите ратурной деятельности. Г. Колесникова пространно рассказывает о том влиянии, какое оказал на С. Залы гина П. Л. Драверт — ученый и поэт, соче тающий «любовь к науке с поэтическим восприятием мира». Но почему-то в этой главе лишь вскользь упоминается имя дру гого омича —Леонида Мартынова. Не тре буется особой проницательности, чтобы приметить, насколько Мартынов, с его фи лософичностью, широтой интересов, лю бовью к истории, неожиданными поисками в области художественной формы, близок Сергею Залыгину. В конце своей книги, в перечислительном обзоре литературно-критических работ С. Залыгина, Г Колесникова цитирует его предисловие к сборнику исторических поэм Мартынова' «Писателю и поэту собствен ный опыт всегда нужен не только, а может быть, и не столько для того,, чтобы его использовать, сколько для того, чтобы его отвергать». В тон же статье С. Залыгин пишет: «По-настоящему значительное произведение -литературы дает новые представления не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2