Сибирские огни № 09 - 1970
Ю. Е л ь ц о в КНИГА О СИЛЬНЫХ ЛЮДЯХ Т ему Великой Отечественной войны можно назвать главной, основной те мой творчества автора книги «Легенда о флаге»1. Юрий Стрехнин — сибиряк. В Том ске он родился, учился, начал свой трудо вой путь как учитель литературы. Здесь же он впервые попробовал свои силы и как писатель. Достоинство «Легенды о флаге», как и других произведений Ю. Стрехнина, во мно гом объясняется тем, что о войне пишет человек бывалый, многое испытавший. Писатель-воин, он хорошо и точно умеет нарисовать повседневные эпизоды ратного труда воина, эпизоды, которые в совокупно сти и утверждают подвиг советского народа на войне. Жанр «Легенды о флаге» можно опреде лить как цикл рассказов, объединенных военной судьбой главного героя — матроса Ивана Иванова. Как художник-баталист, Юрий Стрехнин сознает свои возможности: Он вовсе не стремится к нарочитой масштаб ности, многоохватности, а концентрирует свое внимание на характеристике рядового труженика войны и его боевых друзей. Ма- нерой своего повествования, определенными принципами изображения человека на фрон те писатель в какой-то мере следует тради циям прозы периода Великой Отечественной войны. Можно, пожалуй, говорить о хоро шем творческом освоении им опыта худож ников такого типа, как Л. Соболев, В. Ка таев, Б. Горбатов. Лаконизм, суровый, сдержанный лиризм в раскрытии ситуации и характера прежде всего привлекают внимание читателя в кни ге Ю. Стрехнина. Интересны картины при роды, особенно —лапидарные зарисовки моря, неба. Увлекательны и остры отдельные моменты книги по своей сюжетно-событий ной стороне. Автор отчетливо следует свое му излюбленному средству характеристики героев в первую очередь через их поступки. При этом художественный вымысел убеди тельно гармонирует с документальной точ ностью. Интересное писательское свойство 10. Стрехнина, все чаще проявляющееся в 1 Ю. С т р е х н и н . Легенда о флаге. М. •Дет. лит.». 1969. его последних произведениях,— это стремле ние автора к лирико-публицистическим мо ментам. Книга по-хорошему дидактична, что важно учитывать, если иметь в виду ее по священие юному читателю. В авторских от ступлениях слышится голос писателя-фрон- товика, который открыто обращается к чи тателю с призывом помнить о павших вои нах: «Задержи свой взгляд!.. Запомни: это окоп сорок первого года. Может быть, в этом самрм окопе, мимо которого так рав нодушно хотел пройти ты, стоял, прислонясь грудыо к холодной осенней земле, твой д^д или отец, или твой школьный учитель. Мо жет быть, на усеянное стреляными гильзами дно этого окопа, которое теперь уже давно закрыла трава, может быть, именно на эту землю пролилась кровь твоего отца или деда... Остановись и подумай; право, они заслужили эту минуту, минуту твоего раздумья. Не пройди равнодушно ми мо старого окопа, где бы ни встретил ты его...». Сам слог писателя здесь мужественно лиричен, образ нестандартен. В «Легенде о флаге» Ю. Стрехнин остал ся верен себе и з специфике изображения человека на войне. Советский воин у писа теля —существо и самое обыкновенное, и в то же время самое удивительное! Удивите лен же советский человек на войне своей честностью, чувством товарищества, скром ностью, сноровкой и жаждой жизни. Ма лейшая «приземленность», приниженность даже самого незаметного воина органически чужда художнической манере Ю. Стрех нина. К сожалению, «Легенде о флаге» свой ственны и определенные просчеты, связан ные в первую очередь с недостаточно убе дительной и мало дифференцированной ре чевой характеристикой персонажей. Дей ствующие лица нередко выражают свои мысли как бы «на одно лицо», и в резуль тате появляется, допустим, «матрос вооб ще», а не индивидуально (в речевом смыс ле) очерченный характер. Это приводит к тому, что речь героев в ряде случаев своей невыразительностью обидно контрасти рует с общей языковой культурой произ ведения. Есть некоторая трафаретность и в от дельных героях Ю. Стрехнина. Например, образ «благообразного старичка», оказавше гося бывшим кулаком, который чуть не по губил группу наших бойцов, вряд ли при бавит что-то новое в художественном плане, ибо подобный тип встречается в десятках книг. Иногда острота ситуации, чисто «при ключенческий» ее момент «перекрывает» са мый характер человека. Однако свежее, доброе впечатление от новой книги Ю. Стрехнина гораздо значи тельнее, чем ее недоработки. И юный, и взрослый читатель с вниманием отнесется к «Легенде о флаге», произведению, которым наш земляк, художник-баталист, отметил 25-летие Победы над фашизмом.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2