Сибирские огни № 09 - 1970

Ю. Е л ь ц о в КНИГА О СИЛЬНЫХ ЛЮДЯХ Т ему Великой Отечественной войны можно назвать главной, основной те­ мой творчества автора книги «Легенда о флаге»1. Юрий Стрехнин — сибиряк. В Том­ ске он родился, учился, начал свой трудо­ вой путь как учитель литературы. Здесь же он впервые попробовал свои силы и как писатель. Достоинство «Легенды о флаге», как и других произведений Ю. Стрехнина, во мно­ гом объясняется тем, что о войне пишет человек бывалый, многое испытавший. Писатель-воин, он хорошо и точно умеет нарисовать повседневные эпизоды ратного труда воина, эпизоды, которые в совокупно­ сти и утверждают подвиг советского народа на войне. Жанр «Легенды о флаге» можно опреде­ лить как цикл рассказов, объединенных военной судьбой главного героя — матроса Ивана Иванова. Как художник-баталист, Юрий Стрехнин сознает свои возможности: Он вовсе не стремится к нарочитой масштаб­ ности, многоохватности, а концентрирует свое внимание на характеристике рядового труженика войны и его боевых друзей. Ма- нерой своего повествования, определенными принципами изображения человека на фрон­ те писатель в какой-то мере следует тради­ циям прозы периода Великой Отечественной войны. Можно, пожалуй, говорить о хоро­ шем творческом освоении им опыта худож­ ников такого типа, как Л. Соболев, В. Ка­ таев, Б. Горбатов. Лаконизм, суровый, сдержанный лиризм в раскрытии ситуации и характера прежде всего привлекают внимание читателя в кни­ ге Ю. Стрехнина. Интересны картины при­ роды, особенно —лапидарные зарисовки моря, неба. Увлекательны и остры отдельные моменты книги по своей сюжетно-событий­ ной стороне. Автор отчетливо следует свое­ му излюбленному средству характеристики героев в первую очередь через их поступки. При этом художественный вымысел убеди­ тельно гармонирует с документальной точ­ ностью. Интересное писательское свойство 10. Стрехнина, все чаще проявляющееся в 1 Ю. С т р е х н и н . Легенда о флаге. М. •Дет. лит.». 1969. его последних произведениях,— это стремле­ ние автора к лирико-публицистическим мо­ ментам. Книга по-хорошему дидактична, что важно учитывать, если иметь в виду ее по­ священие юному читателю. В авторских от­ ступлениях слышится голос писателя-фрон- товика, который открыто обращается к чи­ тателю с призывом помнить о павших вои­ нах: «Задержи свой взгляд!.. Запомни: это окоп сорок первого года. Может быть, в этом самрм окопе, мимо которого так рав­ нодушно хотел пройти ты, стоял, прислонясь грудыо к холодной осенней земле, твой д^д или отец, или твой школьный учитель. Мо­ жет быть, на усеянное стреляными гильзами дно этого окопа, которое теперь уже давно закрыла трава, может быть, именно на эту землю пролилась кровь твоего отца или деда... Остановись и подумай; право, они заслужили эту минуту, минуту твоего раздумья. Не пройди равнодушно ми­ мо старого окопа, где бы ни встретил ты его...». Сам слог писателя здесь мужественно­ лиричен, образ нестандартен. В «Легенде о флаге» Ю. Стрехнин остал­ ся верен себе и з специфике изображения человека на войне. Советский воин у писа­ теля —существо и самое обыкновенное, и в то же время самое удивительное! Удивите­ лен же советский человек на войне своей честностью, чувством товарищества, скром­ ностью, сноровкой и жаждой жизни. Ма­ лейшая «приземленность», приниженность даже самого незаметного воина органически чужда художнической манере Ю. Стрех­ нина. К сожалению, «Легенде о флаге» свой­ ственны и определенные просчеты, связан­ ные в первую очередь с недостаточно убе­ дительной и мало дифференцированной ре­ чевой характеристикой персонажей. Дей­ ствующие лица нередко выражают свои мысли как бы «на одно лицо», и в резуль­ тате появляется, допустим, «матрос вооб­ ще», а не индивидуально (в речевом смыс­ ле) очерченный характер. Это приводит к тому, что речь героев в ряде случаев своей невыразительностью обидно контрасти­ рует с общей языковой культурой произ­ ведения. Есть некоторая трафаретность и в от­ дельных героях Ю. Стрехнина. Например, образ «благообразного старичка», оказавше­ гося бывшим кулаком, который чуть не по­ губил группу наших бойцов, вряд ли при­ бавит что-то новое в художественном плане, ибо подобный тип встречается в десятках книг. Иногда острота ситуации, чисто «при­ ключенческий» ее момент «перекрывает» са­ мый характер человека. Однако свежее, доброе впечатление от новой книги Ю. Стрехнина гораздо значи­ тельнее, чем ее недоработки. И юный, и взрослый читатель с вниманием отнесется к «Легенде о флаге», произведению, которым наш земляк, художник-баталист, отметил 25-летие Победы над фашизмом.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2