Сибирские огни № 09 - 1970

они носят подчас «любительский» характер, иногда посвящены юбилейным датам писа­ телей, и тогда миниатюрные портреты «именинников» оказываются в значительной мере парадными. Даже очень добросовест­ ная рецензия библиографа А. Н. Когана на биобиблиографический справочник «Писате­ ли Алтая», изданный краевым книжным из­ дательством, избегает необходимых и само собой напрашивающихся обобщений. Единственная за полтора года литерату­ роведческая статья, непосредственно каса­ ющаяся литературных интересов края, каза­ лось бы, по самому назначению своему должна быть теоретической. Речь идет о статье Георгия Кондакова «Горький и Гор­ ный Алтай». Однако работа носит по пре­ имуществу информационный характер, к тому же большая часть приводимых в ней фактических материалов (М/ Горький — Г. Вяткин, И. Тачалов, В. Зазубрин, В. Шиш­ ков, В. Иванов) уже известна нам по ново- бирскому изданию «Горький и Сибирь» (последний, наиболее полный выпуск был в 1961 году). Не лишена интереса статья И. Казанцева о творчестве И. Меликова. Однако в ней очень определенно сказывается типичный недостаток критических работ в областных альманахах — неумеренное цитирование с чисто декларативными выводами. Предпри­ няв благодарную попытку дать литератур­ ный портрет автора, И. Казанцев затем очень быстро перешел к поверхностному комментированию стихов И. Меликова из книги «Есть метки в памяти». В работе кри­ тика пафос одобрения и признания сочетает­ ся с «убеждением»: пусть за себя говорит сам поэт, лучше его не скажешь. И мы чи­ таем: «Вот стихотворение, в котором всего только воёемь строк. Но каким удивитель­ ным светом, необыкновенной свежестью они наполнены» (дальше следует восьмистрочная цитата); «Богатая и прекрасная природа Алтая принадлежит советскому человеку... С особой поэтической силой это выражает автор в таком коротком стихотворении» /(опять восьмистрочная цитата) и т. д. Несколько лучше, но по той же «мето­ де», написана рецензия Бориса Братова «Пять самых первых» — на поэтическую «кассету», включающую книжки стихов Владимира Казакова, Юрия Гусева, Георгия Рябченко, ■ Александра Эдоков.а, Валерия Верютина. В рецензии есть элементы кри­ тического анализа, но и здесь половину из- шести страниц статьи занимают цитаты, слабо прокомментированные. Более отрадное впечатление производит рецензия И. Березюка «Какой же замы- оел?»—о повести П. Старцева «К родным берегам». Резко критикуя автора повести, рецензент доказательно объясняет, почему в данном случае писателя ожидала неуда­ ча. Начав с языка и стиля повести, критик показал, что просчеты в этой области— верный сигнал непродуманное™ идейного -замысла произведения, неясности характе­ ров, случайности в ряде сюжетных поло­ жений. Альманах поместил в первом выпуске за 1969 год статью Георгия Егорова о повести П. Бородкина «Тайна Змеиной горы». Но она, к сожалению, оказалась неудачной. О чем писал П. Бородкин, почему его при­ влекла историческая тема—об этом в статье сказано. А вот что принес писатель в литературу своего, оригинального, каков стиль его исторических произведений, в пер­ вую очередь «Исторических рассказов о Барнауле»,— в этом мы так и не разберем­ ся, прочтя критическую работу Г. Егорова, абсолютно «праздничную», заканчивающую­ ся поздравлением П. Бородкина по поводу его принятия в члены Союза писателей СССР. «Алтай», не в пример некоторым другим альманахам, настойчиво и упорно предла­ гает читателю критику и библиографию, по­ стоянно заботится о том, чтобы дать пред­ ставление об объеме и характере литератур­ ной жизни своего края. Судя по разнообра­ зию имен, встречающихся в этом важном отделе, есть у альманаха и силы, способные квалифицированно оценивать рассказы, по­ вести, романы и стихи. Теперь, думается, наступило время для создания не только коротких рецензий и портретов-миниатюр, но и проблемных и монографических статей по современной советской литературе. Побольше взыскательности по отношению к поэтам, прозаикам, критикам, побольше неустанной заботы об идейной целеустрем­ ленности и художественном качестве публи­ куемых в альманахе, произведений,—это пойдет лишь на пользу дальнейшему рас­ цвету литературной жизни на Алтае. В. О д и н о к о е ЖИВАЯ ИСТОРИЯ В 1969 г, в Москве, в издательстве «Со­ ветская Россия» (вторым изданием, первое —Новосибирск, 1964), вышла неболь­ шая книжечка, повествующая о жизни си­ бирского села Лотошное1. Автор ее С. П. Савченко — старый коммунист, уро­ женец этого села. * Избранный им жанр вначале кажется не­ сколько непривычным. Но чем дальше чи­ таешь книгу, тем больше увлекаешься бес­ хитростным повествованием и начинаешь понимать, что местная «лотошанская» исто­ рия искусно и органично вписывается и в историю Сибири, и в историю всей нашей* * С. С а в ч е н к о . Лотошное. Заметки о жиз­ ни сибирского села. М.., «Сов. Россия», 1969,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2