Сибирские огни № 09 - 1970
они носят подчас «любительский» характер, иногда посвящены юбилейным датам писа телей, и тогда миниатюрные портреты «именинников» оказываются в значительной мере парадными. Даже очень добросовест ная рецензия библиографа А. Н. Когана на биобиблиографический справочник «Писате ли Алтая», изданный краевым книжным из дательством, избегает необходимых и само собой напрашивающихся обобщений. Единственная за полтора года литерату роведческая статья, непосредственно каса ющаяся литературных интересов края, каза лось бы, по самому назначению своему должна быть теоретической. Речь идет о статье Георгия Кондакова «Горький и Гор ный Алтай». Однако работа носит по пре имуществу информационный характер, к тому же большая часть приводимых в ней фактических материалов (М/ Горький — Г. Вяткин, И. Тачалов, В. Зазубрин, В. Шиш ков, В. Иванов) уже известна нам по ново- бирскому изданию «Горький и Сибирь» (последний, наиболее полный выпуск был в 1961 году). Не лишена интереса статья И. Казанцева о творчестве И. Меликова. Однако в ней очень определенно сказывается типичный недостаток критических работ в областных альманахах — неумеренное цитирование с чисто декларативными выводами. Предпри няв благодарную попытку дать литератур ный портрет автора, И. Казанцев затем очень быстро перешел к поверхностному комментированию стихов И. Меликова из книги «Есть метки в памяти». В работе кри тика пафос одобрения и признания сочетает ся с «убеждением»: пусть за себя говорит сам поэт, лучше его не скажешь. И мы чи таем: «Вот стихотворение, в котором всего только воёемь строк. Но каким удивитель ным светом, необыкновенной свежестью они наполнены» (дальше следует восьмистрочная цитата); «Богатая и прекрасная природа Алтая принадлежит советскому человеку... С особой поэтической силой это выражает автор в таком коротком стихотворении» /(опять восьмистрочная цитата) и т. д. Несколько лучше, но по той же «мето де», написана рецензия Бориса Братова «Пять самых первых» — на поэтическую «кассету», включающую книжки стихов Владимира Казакова, Юрия Гусева, Георгия Рябченко, ■ Александра Эдоков.а, Валерия Верютина. В рецензии есть элементы кри тического анализа, но и здесь половину из- шести страниц статьи занимают цитаты, слабо прокомментированные. Более отрадное впечатление производит рецензия И. Березюка «Какой же замы- оел?»—о повести П. Старцева «К родным берегам». Резко критикуя автора повести, рецензент доказательно объясняет, почему в данном случае писателя ожидала неуда ча. Начав с языка и стиля повести, критик показал, что просчеты в этой области— верный сигнал непродуманное™ идейного -замысла произведения, неясности характе ров, случайности в ряде сюжетных поло жений. Альманах поместил в первом выпуске за 1969 год статью Георгия Егорова о повести П. Бородкина «Тайна Змеиной горы». Но она, к сожалению, оказалась неудачной. О чем писал П. Бородкин, почему его при влекла историческая тема—об этом в статье сказано. А вот что принес писатель в литературу своего, оригинального, каков стиль его исторических произведений, в пер вую очередь «Исторических рассказов о Барнауле»,— в этом мы так и не разберем ся, прочтя критическую работу Г. Егорова, абсолютно «праздничную», заканчивающую ся поздравлением П. Бородкина по поводу его принятия в члены Союза писателей СССР. «Алтай», не в пример некоторым другим альманахам, настойчиво и упорно предла гает читателю критику и библиографию, по стоянно заботится о том, чтобы дать пред ставление об объеме и характере литератур ной жизни своего края. Судя по разнообра зию имен, встречающихся в этом важном отделе, есть у альманаха и силы, способные квалифицированно оценивать рассказы, по вести, романы и стихи. Теперь, думается, наступило время для создания не только коротких рецензий и портретов-миниатюр, но и проблемных и монографических статей по современной советской литературе. Побольше взыскательности по отношению к поэтам, прозаикам, критикам, побольше неустанной заботы об идейной целеустрем ленности и художественном качестве публи куемых в альманахе, произведений,—это пойдет лишь на пользу дальнейшему рас цвету литературной жизни на Алтае. В. О д и н о к о е ЖИВАЯ ИСТОРИЯ В 1969 г, в Москве, в издательстве «Со ветская Россия» (вторым изданием, первое —Новосибирск, 1964), вышла неболь шая книжечка, повествующая о жизни си бирского села Лотошное1. Автор ее С. П. Савченко — старый коммунист, уро женец этого села. * Избранный им жанр вначале кажется не сколько непривычным. Но чем дальше чи таешь книгу, тем больше увлекаешься бес хитростным повествованием и начинаешь понимать, что местная «лотошанская» исто рия искусно и органично вписывается и в историю Сибири, и в историю всей нашей* * С. С а в ч е н к о . Лотошное. Заметки о жиз ни сибирского села. М.., «Сов. Россия», 1969,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2