Сибирские огни № 09 - 1970
щественно из произведений участников ли тературного объединения в г. Бийске — Ми хаила Длуговского, Валерия Федина, Бориса Стукачева и девяти других начинающих ав торов. «Литературная газета» в свое время отмечала большое значение такого почина, свидетельствующего о внимании редакции альманаха к развитию художественного творчества в Алтайском крае. «Творческий отчет» авторов Бийска содержит стихи, рас сказы и повесть. В них обнаруживаются, ес тественно, те же идейно-художественные тенденции, что и в произведениях опытных писателей. Но, к сожалению, немало в них и существенных просчетов. К примеру, произведения Виталия Шев ченко можно отнести к так называемому «среднему» уровню поэтической продукции. Автору мешают риторика, декларативность, неизбежно проявляющиеся там, где пережи тое еще не устоялось, не «перегорело» в ду ше поэта, не переплавилось в сильные ху дожественные образы. Так, в стихотворении «Слава», где есть и удачные строфы, встре чаются довольно общие призывы: «Вперед! Вперед! Живым и павшим— слава!» Не очень-то точны отдельные стилистиче ские и смысловые акценты («он выжил по закону непокорности»). Ведь не «покорить ся» смерти хочет каждый, но очевидно, что у героя В. Шевченко —советского солда та — есть и более глубокие причины для того, чтобы жить и побеждать. Аналогичные мысли при чтении вызывают стихотворения «Орел в музее» и «Гора». В последнем явно натянуто сравнение современника с древней горой, попытка доказать, что человек бога че... горы. Все это само собой «разумеется» и в предмет поэзии как-то «не вписывается». В большом стихотворении Георгия Ряб- ченко «Кожанка» верная мысль о священ ных традициях революции и гражданской войны иногда сопровождается убеждающей и горячей эмоцией, а иногда поэтическому претворению темы мешают то уж очень ощутимая светловская интонация, то нечет кость выражения мысли: герой нынешнего дня не решается примерить потертую в боях революционную кожанку потому, что он — «гость». Так профанируется, «размывается» очень емкая и благодарная тема преемствен ности революционных традиций. Подобные же недостатки заметны в сти хах Ивана Меликова, а одно из его произ ведений— «Ангара» — вообще не стоило по мещать,— настолько «истертой» представ ляется уже десятки раз использованная в стихах и в прозе легенда о бегстве Ангары от седого Байкала, о том, как он пытался, ее задержать, бросив гигантскую скалу... Приступая к чтению прозы молодых, за ранее предполагаешь, что они с пылом не растраченных сил прежде всего займутся де лами современности, познакомят нас с об разами героев нынешней эпохи. Уверенность такая оправдалась. В рас сказах Бориса Стукачева «Второе дыхание» и «Фигли-мигли» можно познакомиться с трудной и опасной работой геологов, с де лами, чувствами и побуждениями людей современной деревни. В рассказах Ивана Лебедева («Цветы»), Михаила Жданова («Сережкино море»), Николая Казанцева («Осенний дождь») мы также становимся свидетелями сегодняшней жизни и быта де тей и взрослых. Однако все эти произведения напомина ют в еще большей степени те «заготовки», предварительные эскизы, которые нам пред ложили молодые алтайские поэты. И лишь один из рассказов — «Матвей» Ивана Ле бедева — выделяется своей завершенностью, уменьем не только найти «выигрышный» сю жет, но и выдвинуть важные проблемы, бо лее или менее убедительно решить их в рам ках конкретного и трудного жанра, дать мотивированные характеры. ...Когда-то дружившие парни, плотовщик Николай и рабочий совхоза Матвей, встреча ются уже после того как разные условия и обстоятельства жизни оставили цельным и честным характер первого и превратили в корыстолюбца и накопителя — второго. Та кое противостояние героев служит основой для напряженного драматического действия, разыгрывающегося с необычайной быстро той. Матвей подпиливает на прибывшем пло ту жерди для своих хозяйственных надобно стей, вполне отдавая себе отчет, какой опас ности подвергнутся люди на разъехавшемся плоту. Он содрогается от своего преступле ния только тогда, когда его сын Мишка, убежавший из дома, оказался на плоту, об реченном на гибель при переправе на речных порогах. Все в произведении, к счастью, кончается благополучно. Помог тот же Мат вей, вовремя подоспевший для спасения сына... Рассказ И. Лебедева по своему замыслу и идейному наполнению направлен не к тра гическому разрешению сюжета, а к изобра жению страшной опасности приобретатель ства, уродующего человека. Как и опыты других бийчан, рассказ И. Лебедева — очень небольшой по объему и в то же время, не в пример другим, очень концентрированный по содержанию и экономный по словесным изобразительным средствам. Вероятно, номер альманаха, посвящен ный творчеству авторов Бийска, выиграл бы, если бы редакция дала к нему предисловие или послесловие, разобрала бы положи тельные и слабые стороны произведений, по тому что нельзя же «просто так», только потому, что есть литературное объединение и люди пишут, предлагать их художествен ные начинания читателям. На разборе твор ческого опыта одних здесь могли бы по учиться и другие. Такой задачи не могла, конечно, выполнить позже опубликованная заметка-информация Е. Алексеева «Бийский семинар»... Нельзя обойти молчанием статьи и ре цензии альманаха по литературным вопро сам. В критических материалах «Алтая» об наруживается общая беда такого рода изда ний: они есть в каждом номере, но в них не ставится больших принципиальных проблем,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2