Сибирские огни № 09 - 1970

в обобщающих трудах: время летит быст­ ро, и «летописцы» не поспевают за ним. В самом деле, исполнилось четверть века нашего театра оперы и балета, а где его история'!* Пока ее нет Кажется, еще сов­ сем недавно открылась консерватория — единственная, как и оперный театр, на во­ стоке страны, а сегодня ее выпускники ра­ ботают уже во многих городах нашей страны, завоевывают признание на всесо­ юзных и международных конкурсах, и об этом следует писать крупно, гю достоин­ ству, но пока и такой книги нет. А где серьезные исследования творчества наших талантливых композиторов, художников, скульпторов, графиков? На полках библио­ тек можно найти книги о театральном Ир­ кутске, Омске. Красноярске, а где книга «Театр в Новосибирске»? Нет у нас и ли lepa 1 урного музея Край­ не бедны в областном архиве личные фон­ ды. Остаются в запасниках картинной га­ лереи многочисленные полотна сибирских художников 20-х годов, собранные искус­ ствоведом П Д Муратовым, а из его ра­ бот о них издана всего лишь одна. Где у нас история местной печати или архитектуры, города? С каждым днем ме­ няется облик Новосибирска, совершенно перестраивается центр города, разрушает­ ся традиционная планировка, исчезают це­ лые кварталы, заменяясь новыми, современ­ ными А кто позаботился о сохранении прежнего облика города на рисунках и фо­ тографиях? Да, деревянные, одноэтажные дома не являются памятниками архитектур ры, но разве не обладают известной пре­ лестью деревянные ансамбли на тихих ули­ цах в сочетании г тополями и липами3 И разве они не заслуживают того, чтобы быть сохраненными в памяти потомства, гем бо­ лее, что для историков важно знать, каким был город в 20 50-х годах нашего века. Может быть, кое-что сохранилось в фондах отдельных фотографов, но опять-таки не в историко-архитектурных трудах, которых почти нет... Всюду, всюду нужны Петряевы! Судьба Евгения Дмитриевича Петряевз завидна: это судьба деятельного человека, которому, как и его героям, всегда некогда. Он убежден, что «сделано пока постыдно мало» Его планы огромны, замыслы у него один увлекательнее другого, дел с каждым днем становится все больше Теперь его постоянная забота — Кировский литератур­ ный музей «За год,— пишет он,— прихо­ дит более тысячи писем, в них добрая греть иэ Сибири с просьбами и разными сведе­ ниями историко-литературного характера: у каждого из нас есть свои читатели. Спа­ сибо, они не забывают в трудный час». А трудные часы бывают. И не только часы, но и дни, месяцы. А вся жизнь — раз­ ве она была легкой? Давно сказано: харак­ тер человека — его судьба. А Евгению Дмитриевичу с его характером просто не­ возможно оставаться спокойным, если жур­ нал приходит с опечатками, если книжка не отличается добротной полиграфией, если на глазах разрушаются памятники старины. Как личное горе, воспринял Евгений Дми­ триевич недостатки, допущенные при по­ следнем издании в Москве «Записок» Чер­ касова, этого «сибирского Аксакова»: в кни­ ге не оказалось портрета славного сиби­ ряка, обнаружились неисправности в тексте, было произвольно изменено назва­ ние и т. д. А разве не драма для человека типа Петряева трижды потерять свою библиоте­ ку, утратить архив отца? «Там среди вся­ ких уникумов, — говорит он, — была книга какого-то нашего предка-писателя, автора романа о Малюте С.куратове, Больше я ни­ где ее не встречал». «Бею жизнь, особенно в сибирские свои годы, — пишет Евгений Дмитриевич, — по­ стоянно испытывал недостаток книг, спра­ вочных пособий, полных комплектов мест­ ных изданий Поэтому все отпуска, каждое пребывание в столицах использую для за­ нятий в хороших библиотеках. Горы выпи­ сок и карточек помогают как-то компенси­ ровать пробелы, но все это сильно ослож­ няет быт. требует места, сил, времени. Та­ кие «невидимые миру слезы» —удел многих периферийных исследователей». К этому надо добавить издательские трудности, почти каждая книга пробива­ лась с боем, издательства оглядывались на торгующие организации, опасаясь, что кни­ ги не будут распроданы. И напрасно: все семь книг Петряева сейчас — библиографи­ ческая редкость. Трудности, перечисленные исследовате­ лем, не остались позади. Многое сделано, но гораздо больше нужно сделать. Предсто­ ят новые испытания, потребуются новые усилия, чтобы все так же восставать против проявлений безразличия к прошлому, что­ бы преодолевать пассивность в деле сохра­ нения старимы, чтобы бороться с инерцией недоверия некоторых издательских работ­ ников ко всему, что стало «вчерашним днем» Нужно упорно, неутомимо доказы­ вать. что нет и не может быть дня завтраш­ него. если не помнитг. о гом. что было сде­ лано нашими предками, и не использовать их достижений сегодня Именно этому по­ свящаю! свою жизнь люди, подобные Пет- ряеву. и в этом нельзя не видеть их серьез­ ных заслуг перед нашим народом и его культурой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2