Сибирские огни № 09 - 1970
в обобщающих трудах: время летит быст ро, и «летописцы» не поспевают за ним. В самом деле, исполнилось четверть века нашего театра оперы и балета, а где его история'!* Пока ее нет Кажется, еще сов сем недавно открылась консерватория — единственная, как и оперный театр, на во стоке страны, а сегодня ее выпускники ра ботают уже во многих городах нашей страны, завоевывают признание на всесо юзных и международных конкурсах, и об этом следует писать крупно, гю достоин ству, но пока и такой книги нет. А где серьезные исследования творчества наших талантливых композиторов, художников, скульпторов, графиков? На полках библио тек можно найти книги о театральном Ир кутске, Омске. Красноярске, а где книга «Театр в Новосибирске»? Нет у нас и ли lepa 1 урного музея Край не бедны в областном архиве личные фон ды. Остаются в запасниках картинной га лереи многочисленные полотна сибирских художников 20-х годов, собранные искус ствоведом П Д Муратовым, а из его ра бот о них издана всего лишь одна. Где у нас история местной печати или архитектуры, города? С каждым днем ме няется облик Новосибирска, совершенно перестраивается центр города, разрушает ся традиционная планировка, исчезают це лые кварталы, заменяясь новыми, современ ными А кто позаботился о сохранении прежнего облика города на рисунках и фо тографиях? Да, деревянные, одноэтажные дома не являются памятниками архитектур ры, но разве не обладают известной пре лестью деревянные ансамбли на тихих ули цах в сочетании г тополями и липами3 И разве они не заслуживают того, чтобы быть сохраненными в памяти потомства, гем бо лее, что для историков важно знать, каким был город в 20 50-х годах нашего века. Может быть, кое-что сохранилось в фондах отдельных фотографов, но опять-таки не в историко-архитектурных трудах, которых почти нет... Всюду, всюду нужны Петряевы! Судьба Евгения Дмитриевича Петряевз завидна: это судьба деятельного человека, которому, как и его героям, всегда некогда. Он убежден, что «сделано пока постыдно мало» Его планы огромны, замыслы у него один увлекательнее другого, дел с каждым днем становится все больше Теперь его постоянная забота — Кировский литератур ный музей «За год,— пишет он,— прихо дит более тысячи писем, в них добрая греть иэ Сибири с просьбами и разными сведе ниями историко-литературного характера: у каждого из нас есть свои читатели. Спа сибо, они не забывают в трудный час». А трудные часы бывают. И не только часы, но и дни, месяцы. А вся жизнь — раз ве она была легкой? Давно сказано: харак тер человека — его судьба. А Евгению Дмитриевичу с его характером просто не возможно оставаться спокойным, если жур нал приходит с опечатками, если книжка не отличается добротной полиграфией, если на глазах разрушаются памятники старины. Как личное горе, воспринял Евгений Дми триевич недостатки, допущенные при по следнем издании в Москве «Записок» Чер касова, этого «сибирского Аксакова»: в кни ге не оказалось портрета славного сиби ряка, обнаружились неисправности в тексте, было произвольно изменено назва ние и т. д. А разве не драма для человека типа Петряева трижды потерять свою библиоте ку, утратить архив отца? «Там среди вся ких уникумов, — говорит он, — была книга какого-то нашего предка-писателя, автора романа о Малюте С.куратове, Больше я ни где ее не встречал». «Бею жизнь, особенно в сибирские свои годы, — пишет Евгений Дмитриевич, — по стоянно испытывал недостаток книг, спра вочных пособий, полных комплектов мест ных изданий Поэтому все отпуска, каждое пребывание в столицах использую для за нятий в хороших библиотеках. Горы выпи сок и карточек помогают как-то компенси ровать пробелы, но все это сильно ослож няет быт. требует места, сил, времени. Та кие «невидимые миру слезы» —удел многих периферийных исследователей». К этому надо добавить издательские трудности, почти каждая книга пробива лась с боем, издательства оглядывались на торгующие организации, опасаясь, что кни ги не будут распроданы. И напрасно: все семь книг Петряева сейчас — библиографи ческая редкость. Трудности, перечисленные исследовате лем, не остались позади. Многое сделано, но гораздо больше нужно сделать. Предсто ят новые испытания, потребуются новые усилия, чтобы все так же восставать против проявлений безразличия к прошлому, что бы преодолевать пассивность в деле сохра нения старимы, чтобы бороться с инерцией недоверия некоторых издательских работ ников ко всему, что стало «вчерашним днем» Нужно упорно, неутомимо доказы вать. что нет и не может быть дня завтраш него. если не помнитг. о гом. что было сде лано нашими предками, и не использовать их достижений сегодня Именно этому по свящаю! свою жизнь люди, подобные Пет- ряеву. и в этом нельзя не видеть их серьез ных заслуг перед нашим народом и его культурой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2