Сибирские огни № 09 - 1970

Автор опровергает ходячее мнение о Нерчинске как месте самой жестокой в Си­ бири каторги, ь действительности, рудни- ,ки были в Нерчинском ьаводе. Между тем, город Нерчинск п| ославился в прошлом веке как центр культурной жизни Забай­ калья, где жили А В. Игумнов — видней­ ший знаток монгольского языка, краевед К. К. Стуков, литераторы Н И' Бо-ьп-'в, А. А. Мордвинов, В. П. Паршин, М. А. Зен- зинов, И А. Юренский и другие Здесь су­ ществовал любительский театр, отделение русского музыкального общества. Усилиями политического ссыльного А. А. Кузнецова был открыт краеведческий музей и при нем —библиотека, пользовавшиеся большой популярностью. Не все разделы книги о Нерчинске вы­ писаны с необходимой основательностью, но вспомним, какова была судьба нерчин- ских арливов, и оценим то. чго смог сде­ лать исследователь, тем более, что фактический материал, приведенный им, огромен. Отсутствие архивных дачных мешает порой автору воссоздагв живой облик лю­ дей прошлого, и, поскольку всякое «сочи­ нительство» чуждо Пьгряету, он ограничи­ вается описанием их дел. Впрочем, иногда ему требуется немного, чтобы образ воз­ ник перед глазами читателя. Двумя-тремя штрихами «вызывается и . тьмы» облик М. А. Зензинива: «В двухколесном экима- зке-сидейке этот худощавый старик с си­ гаретой в зубах, воопужеьный лопатой и .Другими инструмеьiамч, почти ежедневно отправлялся з -i юрод для сбора коллек­ ций», Подробную психологическую харак­ теристику дае 1 Петряев «сибирскому Деми­ дову»— Бутину, этому сложному и про­ тиворечивому чело! еку, в котором меценат н страстный любитель музыки уживались с эксплуататором, сурово осуждаемым на страницах прогрессивной Гнзпы «Сибирь». Если верно ч;о всякое жилище несет на себе отпечаток своего владельца, то и не­ обыкновенный дворец в мавританском сти­ ле, выстроенный Бутиным среди хижин Нерчинска, дополна тельный штрих к его портрету «Во дворце . были художествен­ но оформленные камины и винтовые лест­ ницы, редкий iio K p ú c o i e парке! из даурско­ го красного дерева ыримный витраж «Ар­ хангел порах-ает дьявола» — работа Айюн- хенской мастерской (1857 г.), многочислен­ ные картины, (в их числе работы черчин- Цев Г1. Рязанцева и Н 7юрина, ссыльного поляка-повстаниа С Врочского н др.) до­ машний музей и библиотека, на которые только за семь лет (1876—1883) Бутин за­ тратил более 18 тыс рублей. В прекрас­ ном зале, площадью почти 300 кв. метров, стояло зеркало, считавшееся тогда Самым большим в мире (около 16 кв, м). Бутин купил его на Парижской всемирной выс­ тавке 1878 г.»1 *. 1 В. Д. П е т р я е в . Нерчинск. Чита. 1959. стр 59. Петряев всегда внимателен к той обета- новке, в которой живут и действуют изоб­ ражаемые им люди, к предметам матери­ альной и духоьной культуры, которые их окружают. Иначе и нельзя: как понять, на­ пример, расцвет культурной жизни в ма­ ленькой торговой слободе Кяхте если не обрисовать бойкую торговлю с Китаем, ко­ торая проходила Через нее. »ели не ска­ зать о конкуренции г английскими и фран­ цузскими фирмами, заставлявшей кяхтинцез ломать патриархальный уклад жизни и торговли? В своей книге «Кяхтинский лис­ ток» (1963) автор приводит некоторые под­ робности быта кяхтинскшо купечества,1ко­ торые ярче пространных рассуждений да­ ют почувствовать уровень цивилизации в этом, казалось бы, глухом сибирском город­ ке: по словам пистиеля Д. И. Стахеева, в дверях купеческого собрания «стоял швей­ цар с булавой, в боковой комнате видне­ лись музыканты, а на весь за т был рас­ кинут огромный, роскошно сервированный стол с цветами и серебряными холодиль­ никами для шампанского»1. Но с особой проникновенностью писа­ тель говорит о культурной среде Кяхты 50-х тдов. о том постоянном духовном брожении, которое отличало жизнь тамош­ него общества, особенно салон Серафимы Савватьевны Сабашниковой, жены богато­ го купца, в доме которой считали себя обязанными побывать все кулыурные и известные лица, приезжавшие в Кяхту. Здесь на литературном вечере было одоб­ рено предложение об издании местной га­ зеты и подготовлен проект программы «Кяхтинскоги листка» — первой газеты За­ байкалья. В .свою книжку, нисвяТценную столетию со дня выхода в свет первого номера этой газеты, Петряев орынмчж вводит истори­ ческие документы: программу «Кяхгмнско- го листка», выдержки из воспоминаний современников, статью декабриста М. А. Бестужева, опубликованную в шес­ том номере «Кяхтинского липка» и не во­ шедшую в более поздние издания. Статья эта. написанная в форме письма к сестре Елене, представляет собой очень живую зарисовьу местной общественной жизчи, не лишенную и острых замечаний. Говоря о «новорожденном» «Кяхтинском листке», Бестужев замечает: «..я вырчзал свое же­ лание, чтоб ребш ск был воспитан без пе­ ленок. Все с любопытством его рассматри­ вали.— Ничего... Парнишка здоровый, опрятненький, с замечательной фичионо- миею и уж царапаст-я». То, что «Кяхтичский листок» «царапал­ ся», вызвало ненависть к нему со стороны многих купцов и обывателей Кяхты, И, в конце концов, газете на восемнадцатом но­ мере прекратила сное существование. * Е Д П е i р я е в. Кяхишский липок. Улан- Удэ. 19СЗ. стр 3—4.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2