Сибирские огни № 09 - 1970
Автор опровергает ходячее мнение о Нерчинске как месте самой жестокой в Си бири каторги, ь действительности, рудни- ,ки были в Нерчинском ьаводе. Между тем, город Нерчинск п| ославился в прошлом веке как центр культурной жизни Забай калья, где жили А В. Игумнов — видней ший знаток монгольского языка, краевед К. К. Стуков, литераторы Н И' Бо-ьп-'в, А. А. Мордвинов, В. П. Паршин, М. А. Зен- зинов, И А. Юренский и другие Здесь су ществовал любительский театр, отделение русского музыкального общества. Усилиями политического ссыльного А. А. Кузнецова был открыт краеведческий музей и при нем —библиотека, пользовавшиеся большой популярностью. Не все разделы книги о Нерчинске вы писаны с необходимой основательностью, но вспомним, какова была судьба нерчин- ских арливов, и оценим то. чго смог сде лать исследователь, тем более, что фактический материал, приведенный им, огромен. Отсутствие архивных дачных мешает порой автору воссоздагв живой облик лю дей прошлого, и, поскольку всякое «сочи нительство» чуждо Пьгряету, он ограничи вается описанием их дел. Впрочем, иногда ему требуется немного, чтобы образ воз ник перед глазами читателя. Двумя-тремя штрихами «вызывается и . тьмы» облик М. А. Зензинива: «В двухколесном экима- зке-сидейке этот худощавый старик с си гаретой в зубах, воопужеьный лопатой и .Другими инструмеьiамч, почти ежедневно отправлялся з -i юрод для сбора коллек ций», Подробную психологическую харак теристику дае 1 Петряев «сибирскому Деми дову»— Бутину, этому сложному и про тиворечивому чело! еку, в котором меценат н страстный любитель музыки уживались с эксплуататором, сурово осуждаемым на страницах прогрессивной Гнзпы «Сибирь». Если верно ч;о всякое жилище несет на себе отпечаток своего владельца, то и не обыкновенный дворец в мавританском сти ле, выстроенный Бутиным среди хижин Нерчинска, дополна тельный штрих к его портрету «Во дворце . были художествен но оформленные камины и винтовые лест ницы, редкий iio K p ú c o i e парке! из даурско го красного дерева ыримный витраж «Ар хангел порах-ает дьявола» — работа Айюн- хенской мастерской (1857 г.), многочислен ные картины, (в их числе работы черчин- Цев Г1. Рязанцева и Н 7юрина, ссыльного поляка-повстаниа С Врочского н др.) до машний музей и библиотека, на которые только за семь лет (1876—1883) Бутин за тратил более 18 тыс рублей. В прекрас ном зале, площадью почти 300 кв. метров, стояло зеркало, считавшееся тогда Самым большим в мире (около 16 кв, м). Бутин купил его на Парижской всемирной выс тавке 1878 г.»1 *. 1 В. Д. П е т р я е в . Нерчинск. Чита. 1959. стр 59. Петряев всегда внимателен к той обета- новке, в которой живут и действуют изоб ражаемые им люди, к предметам матери альной и духоьной культуры, которые их окружают. Иначе и нельзя: как понять, на пример, расцвет культурной жизни в ма ленькой торговой слободе Кяхте если не обрисовать бойкую торговлю с Китаем, ко торая проходила Через нее. »ели не ска зать о конкуренции г английскими и фран цузскими фирмами, заставлявшей кяхтинцез ломать патриархальный уклад жизни и торговли? В своей книге «Кяхтинский лис ток» (1963) автор приводит некоторые под робности быта кяхтинскшо купечества,1ко торые ярче пространных рассуждений да ют почувствовать уровень цивилизации в этом, казалось бы, глухом сибирском город ке: по словам пистиеля Д. И. Стахеева, в дверях купеческого собрания «стоял швей цар с булавой, в боковой комнате видне лись музыканты, а на весь за т был рас кинут огромный, роскошно сервированный стол с цветами и серебряными холодиль никами для шампанского»1. Но с особой проникновенностью писа тель говорит о культурной среде Кяхты 50-х тдов. о том постоянном духовном брожении, которое отличало жизнь тамош него общества, особенно салон Серафимы Савватьевны Сабашниковой, жены богато го купца, в доме которой считали себя обязанными побывать все кулыурные и известные лица, приезжавшие в Кяхту. Здесь на литературном вечере было одоб рено предложение об издании местной га зеты и подготовлен проект программы «Кяхтинскоги листка» — первой газеты За байкалья. В .свою книжку, нисвяТценную столетию со дня выхода в свет первого номера этой газеты, Петряев орынмчж вводит истори ческие документы: программу «Кяхгмнско- го листка», выдержки из воспоминаний современников, статью декабриста М. А. Бестужева, опубликованную в шес том номере «Кяхтинского липка» и не во шедшую в более поздние издания. Статья эта. написанная в форме письма к сестре Елене, представляет собой очень живую зарисовьу местной общественной жизчи, не лишенную и острых замечаний. Говоря о «новорожденном» «Кяхтинском листке», Бестужев замечает: «..я вырчзал свое же лание, чтоб ребш ск был воспитан без пе ленок. Все с любопытством его рассматри вали.— Ничего... Парнишка здоровый, опрятненький, с замечательной фичионо- миею и уж царапаст-я». То, что «Кяхтичский листок» «царапал ся», вызвало ненависть к нему со стороны многих купцов и обывателей Кяхты, И, в конце концов, газете на восемнадцатом но мере прекратила сное существование. * Е Д П е i р я е в. Кяхишский липок. Улан- Удэ. 19СЗ. стр 3—4.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2