Сибирские огни № 09 - 1970
условиях и в то время— Пегряев выступа ет в данном случае как историк культуры, как пламенный защитник многих и многих патриотов края, обреченных, с его точки зрения, на незаслуженное забвение. Иногда таких людей исследователь встречает среди, представителей сибирской администрации Он черно чувствует специ фику Сибири в условиях отдаленности от Петербурга оказывалась возможной дея тельность некоторых гуманных и прогрес сивных представителей ме* гныл властей. Он уделяет внимание передовым людям и в среде сибирского купечества. Не один раз он пишет о друге декабристов Б. В Белозерове. Рассказывает о М. Д. Бутине крупном дельце, покровите ле искусства. «В его личности была такая же «соблазняющая тайна», как в личностях других купцов — Бугрове, Морозова, по- своему незаурядных людей, описанных Горьким» Но основное место в книге «Люди и судьбы», как и во всех других, отведено тем. кто был подобен «огням, светящимся впереди». Это — селенгинский медик и краевед П А. Кельберг, ученик «сибирских академикоь» декабристов, писавший вмес те с Н А Бесгужевым краеведческий очерк «Гусиное перо» Эго — ле описей Даурии И. В Багашев, в свое время слетавший не мало для развития журналистики в Забай калье, человек, преследуемый неудачами и умерший в бедности и безвестности. Это, наконец, сретент <ие краеведы-врачи И С Дудченко (Колбасенко) и А. К- Бе лявский. а также упомянутый выше врач Н. В Кирилов. Благородный, но крайне тяжелый труд врачей, их разнообразная общекультурная деятельность —тема, которая вполне зако номерно проходит чьрез все книги Петряе- ва. Опираясь на многочисленные факты, он рассказывает о жестоких эпидемиях, бес численных заболеваниях, высокой смерт ности. особенно среди детей,— явлениях, которые были бичом для беднейших слоев сибирского населения. По словам автора, медицинская пометь в Забайкалье скорее могла быть названа медицин :кой беспо мощностью. Трудно забыть, например, кар тину, которую увидел Белявский, пришед ший посмотреть бс.'Ьную девочку:--«В гро мадной комнате лтжала девочка лет пяти с яркой оспенной выеыпью. а вокруг на лавках сидело 5—6 женщин с детьми на руках. Когда я объявил диагноз и посове товал изоляцию непривигых детей, го хозяйка заметила. чг>, чти женщины сосед ки нарочно прислали своих тетей, чтобы те заболели теперь (дело было в марте), ког да матери свободны и могут поухаживать за больными детьми, а не в страдную по ру, когда им будет не до того»1. В этих условиях, как справедливо ут верждает Пете ней, молодые ч энергичные 1 Е Д П е i р я е в. Люди и судьбы. Чита, 1957, стр. 108—109. врачи делали огромной важности дело: ра ботая каждый за троих, они упорно нала живали медицин,пое обслуживание насе ления. Общая благодарность и доверие к ним были настолько велики, что Н. В. Ки рилову удалось даже выведать у лам их сокровенные тайны и изучить дамскую ме дицину, до той поры совершенно неизвест ную европейцам. Постоянным пафосом работ Пегряева является утверждение, что Сибирь никог да не была лишь «царством хлада и мра ка», как думают некоторые, но жила ин тенсивной духовной жизнью и при многих недостатках, имела и своп немаловажные достижения. Эпиграфом к его книгам впол не могли бы служить слова Н А. Добро любова, которые он с сочувствием цитиру ет: «Подумаешь, право, что в России везде, кроме столиц люди спят и рта открыть не умеют, двух мыт лей не , вяжут, особен но на бумаге. А между гем. это вовсе не правда В провинпиях-то и живут люди рас суждающие. серьезно интересующиеся нау кой и литературой, с любовью следящие за современным направлением мысли». Однако Петряев ьовсг не склонен к идеализации сибир'кой старины. Он всег да остро чувствует контра:гы и противо речия, характерные для Сибири. Он описы вает деятельность лучших людей того вре мени на безотраднейшем фоне обыватель ского существования и тем самым ярче от теняет величие их подвита 1оворя о Бе лявском, он замечает что тот вполне мог бы опуститься, подобно чеховскому Чебу- тыкину в «Трех сестрах»: .ведь ему прихо дилось жить е серой, затхлой обстановке, где не было ни книг, ни культурных раз влечений. зато волки продавалось в Сретен. ске свыше 30 тысяч веднр в п а , г. е. от 3-х до 4-х ведер на человека. И тем не менее, Белявский «жил кипучей жизнью человека, которому всегда некогда». В историческом очерке «Нерчинск» (1959) автор не скупится на суровые крас ки в изображении этого захолустного, третьеразрядного сибирского городка Но та кова уж способность Петряева — везде и всюду находить творческое, жизнеутверж дающее начало. Поэтому история Нерчин ска под его пером превращается в увлека тельный оассказ о замечагельтГых людях, не дававших угаснуть духовной жизни города, несмотря ни на что. И здесь он опять верно улавливает си бирскую специфику, тде-нибудь в другом месте' в обычной ртссийской провинции, городок такого масштаба очень редко бы вал столь богатым интересными людьми и делами, но в Сибири, в условиях жесто кой борьбы населения за существование, за овладение новыми землями, за ратвитие торговли, земледелия, добычи золота скла дывались сильны* характеры, выявлялись энергичные и деловые люди, развивалась культура.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2