Сибирские огни № 09 - 1970
ваться с безразличием к ценностям куль туры прошлого Обычно забота о сохране нии старины отдается на откуп работникам музеев или отдельным краеведам, в то время как это дело требуе! внимания всей общественности Сларина исчезает на на ших глазах, и процесс этот необратим. Особенно отринет Петряева безнадзор ность многих лом )В, в которых некогда жили замечательные люди, а также памят ников, связанных с их деятельностью. «Кяхтинский собор, славившийся живо писью лучших мастеров, превратили в тех нический склад, а потом в затон для овец. Погибла большая живописная работа Н. Бестужева (ев Иннокентий Иркутский) на наружной стене Успенской церкви Троицкосавско-Кяхтинского кладбища... Уже после Отечественной войны, несмотря на протесты А. Н. Орловой и других крае ведов, церковь разобрали на дрова»1. Дав но не горит огонек, светившийся многие годы в склепе А. Г. Муравьевой, жены де кабриста Кончились пожертвования, не стало ни сторожа, ни масла для лампады. «Негасимый огонь, который согревал душу Горбачевского, Бестужевых и всех путни ков, подъезжавших темной ночью к Пет ровскому Завозу, погас навсегда.. »2. Петряев не просто констатирует эти факты в своих кишах и статьях. Он обра щается в различные инстанции с письмами, просит принять меры против уничтожения могил и памятников лучших людей прош лого, вместе с дру'и'ми краеведами разыс кивает на Нерчинском кладбише могилу де кабриста А. И. Дуцкого,— теперь на ней поставлен памятник-пирамида из «ди ких» нерчинских камней.. Конечно, многое здесь не по силам од ному человеку, и Петряев устремляется ту да. где он может справиться и сам. даже если не найдется помощников- всю жизнь он упорно, настойчиво работает над сибир ской библиографией Его, как и других, не может удовлетворить известный библиогра фический словарь В М. Межова. состав ленный еще в конце прошлого века. Прав да, библио:рафические изыскания вели в свое время Н Здобнов, М. Азадовский, Б. Жеребцов и другие; значительная рабо та осуществляется и сейчас в областных библиотеках, но, тем не менее, пробелы здесь огромны И вот в 1965 г. Петряев выпускает в свет кишу «Краеведы и ли тераторы Забайкалья», в которой собраны сведения более чем о 650 деятелях науки, культуры и литературы. Этот труд, вклю чающий в себя несколько тысяч названий, составлен в большинстве случаев на ос нове собственных изысканий автора. Жалуясь в своих письмах на то, что сибирские газеты не учитываются системой государственного библиографирования, Петряев давно и упорно настаивает на* * 1 Ь. Д. П е т р я е в . Впереди — огни. Вост.- Сиб. кн нзд., 1968. стр. 63. * Там же, стр. 52. том, чтобы в Государственной библиотеке им. В. И. Ленина была анедена роспись областных газет. К сожалению, известное' пренебрежение к областной библиографии есть и на мес тах. Вышеназванная книга Петряева охва тывает только дореволюционный период, а будет ли второй выпуск ее, пока неизвест но В Хабаровской краевой библиотеке собрана библиография по литературе Дальнего Востока, но ист пока реаль ной возможности ее издать. В Но восибирской ГПНТБ выходят библио графические сборники по истории Сибири, но попытки поставить вопрос об издании таких же сборников по литера проведению наталкиваются на непреодолимое препят ствие: для этого нужны хотя бы два сот рудника, а они в штагах не предусмотре ны. Подобные примеры можно было бы множить... Что больше всего интересует Петряева в прошлом? «Люди и судьб?,:» — так назы вается одна из его книг (1957), и это на звание. пожалуй, наиболее точно отражает направленность его интересов И еще — книги и судьбы. Судьба гериеновского «Ко локола» и «Полярной звезды» в Сибири, рукописных журналов «Либералист» и «Нерчинско-Заводской наблюда 1 ель», пер вой забайкальской газеты «Кяхтинский листок»— обо всем этом Петряев пишет в своей книге с большой увлеченностью. И все же главное в ней как и в других его книгах,— люди: люди, тайком провозящие в Сибирь лондонские издания занимающие ся рукописнай журналис-икой, упорно бо рющиеся за го, чтобы внедрить печатное слово на неблагоприятной сибирской почве. И — судьбы этих людей, нелегкие, полные драматизма, а порой и тра 1 ические. Иначе и не могло быть в старой Сибири для тех. кто не приспо( абпиоался к мещанской сре де, кто не подчинялся воле сибирских са трапов, кто посвящал свою жизнь груду и творчеству, служению идеалам свободы. В условиях суровиго общественного кли мата, в обстановке провинциального застоя и невежества многие дарования погибали. И только тот. кто обладай стойкостью и мужеством, в ком доставало силы «идти против течения», приумножат духовные ценности народа, рассеиват царящую вок руг тьму Это могли быть люди скромных дарований, нс эю не мшли не быть люди героического оклада. Вот почему Петряев полемически ут верждает. никого нельзя забывать, каж дый такой человек достоин доброго слова! Некоторые могут упрекнуть Евгения Дмитриевича- он почти ншде не пишет о недостатке таланта у и>го или иного лите ратора, о слабости поэтического мастерства. Но дело в том. что Петряева интересуют, прежде всего, нравственные качества лич- . ности, мерь ее усилий в борьбе с окружаю щей средой, степень ее полезности в тех
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2