Сибирские огни № 09 - 1970
Л и т е р а т у р н ы е П О Р Т Р Е Т Ы ю. постнов ■ С ем ь ш а го в в н е и з в е д а н н о е В свое время Мопассан выражал жела ние, чтобы история его жизни была для окружающих только историей его книг. Ему хотелось уберечь от людских глаз то. что он считал для себя глубоко личным и сокровенным Но даже если оставить в стороне протест этого «гордого и стыдли вого человеческого сердца», глазным в жизни каждого настоящего писателя, дей ствительно, остается его творчество. Кни ги, созданные им, в конце концов самое важное как для него, так и для тех, кто интересуется его личностью. Вот почему, решив рассказать о Евге нии Дмитриевиче Петряеве, я прежде все го обратился к его книгам. Их семь на сегодняшний день. В них, как и в многочисленных статьях, рассеян ных по журналам и газетам, запечатлено главное, что присуще Петряеву— краеведу, историку культуры, писателю. Петряеву — человеку... Когда встречаешься впервые с Евгени ем Дмитриевичем, испытываешь непреодо лимое желание узнать: откуда у него, че ловека, которому давно перевалило за пятьдесят, постоянный юношеский энтузи азм? Что подогревает его неутомимое же лание раскапывать и раскапывать прошлое, напоминать о забытом, воскрешать умер шее? Но Евгений Дмитриевич — не . из тех, кто любит говорить о себе. Он и в книгах- то раскрывается не впрямую, не через ав торскую исповедь, а в рассказе о других, в своих пристрастиях, в том, вокруг чего бьется его исследовательская мысль. Он пи шет о людях, для которых дело было содер жанием всей их жизни. Они беспокоились только об одном — выполнить свой долг и совсем не заботились о «бессмертии» Имен но такие люди для Петряева — родственные натуры. Его никогда не прельщает возможность рассказать о себе в связи с авторским по иском. И это — не только скромность. Это, скорее, творческое кредо. Петряев никогда не писал ничего авто биографического. Его письма носят деловой характер И, если уж попытаться все-таки «докопаться до корня», придется это де лать, собирая по крохам его скупые при знания, а главное — надо вчитываться еще и еще раз в ею книги. «Главный мой наставник — дорогой мой отец, Дмитрий Ильич — пишет Петряев.— Он был почтовым служащим, но прекрасно знал родную словесность, писал стихи, был кладезем всяческих сведений об Урале и Сибири...» У отца Петряев перенял не только лю бовь к книге и к истории родного края, он унаследовал у нею, может быть, самое важное для писателя: любовь к людям, живым, и ушедшим из жизни. «Потеря отца —"незаживающая моя рана,— говорит в своем письме Евгений Дмитриевич — Потому подспудно в каждой моей книге живет боль о вечной разлуке». Надо знать Евгения Дмитриевича, его сдержанность в слове, ч-обы понять, как мною стоит за этим признанием. Петряев нашел себя не сраву. Да, лю бовь к словесности была его первой лю бовью. Но в годы юности ему еще не бы ло ясно, что конкретно он мог бы делать на поприше литератора. Конечно, его бу дущее призвание смутно говорило в нем: он писал первые свои рецензии, библио графические заметки, и их охотно прини мали в печать. И тем не менее, его выбор пал на другую профессию, хотя и близ кую «человековедению» — медицину. Начав учиться в Уральском университете, Петряев завершил свое образование в Свердловском медицинском институте, окончив его в 1938 году. После этого Евгений Дмитриевич стал военврачом и почти 20 лет прослужил в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2