Сибирские огни № 09 - 1970

И он указал на обложку документа. На ней значилось: «Я утеш ественник на велосипеде Глеб Л еонтьевич Травин. П сков — А рктика — К ам ч атка». В Чите же у Травина состоялась инте­ ресная встреча со стариком, который пом­ нил других путешественников, посещавших город в конце прошлого — начаЛе этого ве­ ка. Он, в частности, рассказал Глебу о своей встрече с велосипедистом Онисимом Пан­ кратовым, который был в Чите проездом из Харбина в 1911 году. Было уже начало' февраля, когда вело­ путешественник добрался до белоснежных хребтов Хамар-Дабана, опоясывающих с юга озеро Байкал. Вот как описывает переезд Травина че­ рез это славное море А. Харитановский в книге «Человек с железным оленем». «...Травин решил не огибать Байкал. От села Кабанска... он двинул прямиком че­ рез озеро. ...Ледяной покров испещрен торосами — красноречивое свидетельство битвы Байка­ ла с оковами зимы. Снега мало, оттого доро­ га лишь угадывается. Проехав километров двадцать, Глеб заметил впереди движу­ щиеся точки и вскоре нагнал небольшой обоз. — Здравствуйте, товарищи! Возчики, одетые в тулупы и огромные дорожные валенки, уставились на велоси­ педиста, на его трусы, легкую куртку и обнаженную голову. — Здравствуй, коль не шутишь,— отве­ тил один за всех, теребя заиндевевшую бо­ роду.—Откуда такой смелый? — С Камчатки. — ??? Ничто не могло заставить рыбаков по­ верить, что он добровольно отважился на' этакое путешествие. — Ведь так и здоровья лишишься — сетовал старший.— С приисков, поди, бе­ жишь, пропился вдрызг? И только паспорт-регистратор убедил рыбаков, что рассказ спортсмена — исти­ на... — Мне пора,— стал прощаться Травин. — Ишь, ты, шустрый! Пост.ой-ка,— хло­ пая на ходу рукавицами, дед потрусил к саням. — Никишка. дай-ка копченого омуль- ка,— крикнул он.— Простимся с человеком как надо. Раз уж лихое дело задумал, так ветер ему в спину...» 4 февраля 1929 года Травин отметился в Иркутске, затем пересек сибирские про­ сторы, среднеазиатские республики и на­ правился на Кавказ. Проехав центральные районы Европейской части нашей страны и оставив позади Москву и Ленинград, Тра­ вин подошел к одному из самых тяжелых участков пути — к заснеженным полям побережья Северного Ледовитого океана. Только необыкновенное упорство и вы­ держка помогли ему пройти по почти без­ людным и нехоженым местам. Путь от Мурманска до самой восточной оконечно­ сти Чукотки, мыса Дежнева, занял де­ вятнадцать месяцев, а еще через три ме­ сяца, 28 октября 1931 года Травин подо­ шел к финишу. Три года потребовалось отважному спортсмену для того, чтобы со­ вершить грандиозный виток вокруг СССР. Весь путь по Арктике он проделал за 700 дней. Последняя запись в паспорте-регистра­ торе сделанная в Петрбпавловске-на-Кам- чатке, гласила: «Г. Л. Травин с 10 X. 1928 г. по 28. X. 1931 г. совершил переход на вело­ сипеде вокруг СССР в 85000 километров, включая Великий Северный путь' до мыса Дежнева, где и установлен знак в ознаме­ нование данного перехода» В 1935 году в журнале «Сибирские ог­ ни» (№ 2) был опубликован большой очерк Вивиана Итина «Земля стала своей» с под­ робным рассказом о путешествии Травина. В середине тридцатых тдо в на тысяче­ километровые трассы выходит еще не­ сколько десятков велогонщиков. Особую популярность этот вид путешествий завое­ вывает у .сибиряков и дальневосточников. В 1934 году из Хабаровска стартовала пятерка велосипедистов, решивших достичь Москвы за два месяиа. Команда, состояв­ шая из стрелков охраны путей сообщения, прошла по труднейшим сибирским ' доро­ гам 9174 километра, потратив на преодоле­ ние этого расстояния 57 дней. Среднесу­ точная скорость за каждый ходовой день составила 163 километра! Участники пробе­ га были награждены орденами «Красная Звезда». В этом же году совершается еще ряд грандиозных велобросков: Москва —Омск —■ Москва — 7000 километров, Отпор —Мо­ сква— 7500 километров, Комсомольск-на- Амуре— Москва — свыше 10000 километ­ ров. Все, чаще по дорогам, петляющим по сибирской таежной глухомани, проноси­ лись велогонщики из центральных областей страны. В 1936 голу пять спортсменов-по- граничников во главе с чемпионом Украи­ ны Л. Людмирским проехати по маршруту Киев — Одесса — Керчь —Новороссийск — Баку — Красноводск —Средняя Азия — Иркутск — Хабаровск — Владивосток, с за­ ездом в Якутск. 31000 километров спорт­ смены преодолели за 358 дней. В' послевоенные годы в путь но живопис­ ным и замечательным мешам страны от­ правлялись уже целые группы автомоби­ листов, мотоциклистов. Ну. т релосипеди- сты? Есть люди, которым не надоедает вер­ теть ногами педали, в го время когда ми­ мо проносятся туристские автобусы, поезда, а в небе — скоростные езмолеты. И не только смельчаки-одиночки. Сейчас стано­ вится все труднее уследить за всеми вело­ пробегами, которые совершаются в самых различных направлениях.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2