Сибирские огни № 09 - 1970
И он указал на обложку документа. На ней значилось: «Я утеш ественник на велосипеде Глеб Л еонтьевич Травин. П сков — А рктика — К ам ч атка». В Чите же у Травина состоялась инте ресная встреча со стариком, который пом нил других путешественников, посещавших город в конце прошлого — начаЛе этого ве ка. Он, в частности, рассказал Глебу о своей встрече с велосипедистом Онисимом Пан кратовым, который был в Чите проездом из Харбина в 1911 году. Было уже начало' февраля, когда вело путешественник добрался до белоснежных хребтов Хамар-Дабана, опоясывающих с юга озеро Байкал. Вот как описывает переезд Травина че рез это славное море А. Харитановский в книге «Человек с железным оленем». «...Травин решил не огибать Байкал. От села Кабанска... он двинул прямиком че рез озеро. ...Ледяной покров испещрен торосами — красноречивое свидетельство битвы Байка ла с оковами зимы. Снега мало, оттого доро га лишь угадывается. Проехав километров двадцать, Глеб заметил впереди движу щиеся точки и вскоре нагнал небольшой обоз. — Здравствуйте, товарищи! Возчики, одетые в тулупы и огромные дорожные валенки, уставились на велоси педиста, на его трусы, легкую куртку и обнаженную голову. — Здравствуй, коль не шутишь,— отве тил один за всех, теребя заиндевевшую бо роду.—Откуда такой смелый? — С Камчатки. — ??? Ничто не могло заставить рыбаков по верить, что он добровольно отважился на' этакое путешествие. — Ведь так и здоровья лишишься — сетовал старший.— С приисков, поди, бе жишь, пропился вдрызг? И только паспорт-регистратор убедил рыбаков, что рассказ спортсмена — исти на... — Мне пора,— стал прощаться Травин. — Ишь, ты, шустрый! Пост.ой-ка,— хло пая на ходу рукавицами, дед потрусил к саням. — Никишка. дай-ка копченого омуль- ка,— крикнул он.— Простимся с человеком как надо. Раз уж лихое дело задумал, так ветер ему в спину...» 4 февраля 1929 года Травин отметился в Иркутске, затем пересек сибирские про сторы, среднеазиатские республики и на правился на Кавказ. Проехав центральные районы Европейской части нашей страны и оставив позади Москву и Ленинград, Тра вин подошел к одному из самых тяжелых участков пути — к заснеженным полям побережья Северного Ледовитого океана. Только необыкновенное упорство и вы держка помогли ему пройти по почти без людным и нехоженым местам. Путь от Мурманска до самой восточной оконечно сти Чукотки, мыса Дежнева, занял де вятнадцать месяцев, а еще через три ме сяца, 28 октября 1931 года Травин подо шел к финишу. Три года потребовалось отважному спортсмену для того, чтобы со вершить грандиозный виток вокруг СССР. Весь путь по Арктике он проделал за 700 дней. Последняя запись в паспорте-регистра торе сделанная в Петрбпавловске-на-Кам- чатке, гласила: «Г. Л. Травин с 10 X. 1928 г. по 28. X. 1931 г. совершил переход на вело сипеде вокруг СССР в 85000 километров, включая Великий Северный путь' до мыса Дежнева, где и установлен знак в ознаме нование данного перехода» В 1935 году в журнале «Сибирские ог ни» (№ 2) был опубликован большой очерк Вивиана Итина «Земля стала своей» с под робным рассказом о путешествии Травина. В середине тридцатых тдо в на тысяче километровые трассы выходит еще не сколько десятков велогонщиков. Особую популярность этот вид путешествий завое вывает у .сибиряков и дальневосточников. В 1934 году из Хабаровска стартовала пятерка велосипедистов, решивших достичь Москвы за два месяиа. Команда, состояв шая из стрелков охраны путей сообщения, прошла по труднейшим сибирским ' доро гам 9174 километра, потратив на преодоле ние этого расстояния 57 дней. Среднесу точная скорость за каждый ходовой день составила 163 километра! Участники пробе га были награждены орденами «Красная Звезда». В этом же году совершается еще ряд грандиозных велобросков: Москва —Омск —■ Москва — 7000 километров, Отпор —Мо сква— 7500 километров, Комсомольск-на- Амуре— Москва — свыше 10000 километ ров. Все, чаще по дорогам, петляющим по сибирской таежной глухомани, проноси лись велогонщики из центральных областей страны. В 1936 голу пять спортсменов-по- граничников во главе с чемпионом Украи ны Л. Людмирским проехати по маршруту Киев — Одесса — Керчь —Новороссийск — Баку — Красноводск —Средняя Азия — Иркутск — Хабаровск — Владивосток, с за ездом в Якутск. 31000 километров спорт смены преодолели за 358 дней. В' послевоенные годы в путь но живопис ным и замечательным мешам страны от правлялись уже целые группы автомоби листов, мотоциклистов. Ну. т релосипеди- сты? Есть люди, которым не надоедает вер теть ногами педали, в го время когда ми мо проносятся туристские автобусы, поезда, а в небе — скоростные езмолеты. И не только смельчаки-одиночки. Сейчас стано вится все труднее уследить за всеми вело пробегами, которые совершаются в самых различных направлениях.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2