Сибирские огни № 09 - 1970
0 розыгрыш звания «Лучший ездок Иркут ска» на 7,5 версты...» Здесь же в 1892 году стартовала пер вая транссибирская велосипедная гонка Иркутск —Москва протяженностью более 5 тысяч километров. Этот путь по тяжелым сибирским дорогам проделали иркутские спортсмены В. Распопин и М. Алфимов. По прошествии двадцати лет, в 1914 году, велосипедист Ворожцев преодолел рассто яние 3563 версты между Томском и Мос квой за 29 дней» В эти годы было совершено еще не сколько дальних велопробегов, но подлин ный триумф русского велосипедного спор та наступил после завершения кругосвет ного велопутешествия, проделанного часо вым мастером из Харбина Онисимом Пан кратовым. «Русский велосипедист первым обогнул земной шар» — такое сообщение появи лось во многих газетах в 1913 году. А, на чалось путешествие в июне 1911 года. Они- сим Панкратов и группа велосипедистов отправились в путь из Харбина. Уже на первых сотнях верст пробега стало ясно, какие тяжелые испытания ожидают их. Разбитые сибирские дороги выматывали силы, средств на путевые расходы и пита ние явно не. хватало. Вследствие этих при чин Двое товарищей отказались продол жать путешествие, и из Читы Панкратов выехал уже один. Вот как описывает его приключения П. И. Степанов: «Встретившиеся в тайге охотники от крыли по велосипедисту стрельбу, к сча стью, неудачно. В некоторых деревнях в Панкратова кидали камнями. Под г. Кур ганом пьяная компания напала на велоси педиста и поколотила его, приняв за бег лого бродягу-каторжника, укравшего вело сипед. Но все Же в большинстве сибирских деревень крестьяне принимали Панкрато ва более чем радушно, отказывались брать плату за то скромное питание, которое мо гли предоставить ему...» После четырех месяцев пути Панкратов прибыл в Москву, где его тепло встретили члены кружка конькобежцев и велосипеди- стов-любителей. Следующим пунктом был Петербург, а затем Европа: Германия, Ав стро-Венгрия, Швейцария с труднейшим Сен-Готардским перевалом. Много испытаний выпало Панкратову на пути по Турции и Балканам. Побывав в Греции, он отправляется в Италию. Там он встретился с А. М. Горьким, находив шимся на лечении. Алексей Максимович тепло принял отважного соотечественника, снабдил его всем необходимым для даль нейшего пути. Затем следуют Испания, Португалия, Франция, Англия. «Много трудностей пришлось перенести ему во время переезда через Соединенные Штаты Америки.—отмечает П. И. Степа нов.— Попав в пустыню... Панкратов сбил ся с пути. У него иссяк запас воды и пищи. Силы начали его оставлять. Опасаясь гре мучих змей, путешественник проводил ночь стоя, опираясь на своего верного дру г а— велосипед. Только на исходе пятого- дня путешествия он выбрался к реке, за тем к железной дороге... За время своего путешествия Панкра тову пришлось переменить 52 покрышки, 30 камер, 9 цепей, 8 педалей, 4 седла, 2 ру ля. А что касается шариков- и спиц, то он потерял им счет...» Прошло 2 года 13 дней, прежде чем не утомимый русский велосипедист вернулся к себе на родину. В Харбине Панкратову устроили торжественную встречу. «Специальная комиссия под председа тельством В. Срезневского проверила пра вильность кругосветного путешествия О. Панкратова, и Международный союз ве лосипедистов наградил его бриллиантовой звездой...» Спустя десять лет, в июле 1924 года, на старт кругосветного пробега вышли московские студенты комсомольцы А. Кня зев, И. Фрейдберг и ленинградский студент Ж. Плещ. Путешествие началось — начались и при ключения. Вот как описывали их сами сту денты в книжке «Вокруг света на велоси педе»: «...Сегодня попали в татарскую дере вушку, где жители впервые увидели вело сипеды. Деревушка стояла на высокой го ре. Пришлось слезть с велосипедов и идти пешком. Навстречу нам высыпала целая куча ребятишек. Изумленно показывали пальцами на наши машины, робко жались друг к дру гу, бормоча что-то на своем непонятном для нас языке. Наконец один не выдержал. — Зачем такую штуку тащишь? — спросил он на ломаном русском языке. Мы, признаться, опешили от вопроса. — Это наши кони,— нашелся наконец Илья,— едем на них, ногами крутим, а они нас везут. — Койи!— эхом повторили ребятишки. Очевидно, это слово им было знакомо. И тут же вся толпа загалдела, зашумела, заспорила, замахала руками. Езда на ве лосипеде казалась им невиданным чудом, невероятным волшебством. — Дяденька, покатись,— упрашивал юр кий татарчонок. Подъем кончился... Мы сели на велоси педы и нажали на педали. Шум еше боль ше увеличился, ребятишки бежали нам вдогонку, татарки испуганно ахали, пожи лые же татары отплевывались, как от не чистой силы. Через несколько мегров мы остановились и принялись за чистку машин. Все время, пока мы возились с ними, око ло нас стояла толпа». Трудным был переезд через Урал. По стоянные подъемы, «полеты» е велосипе дов при спусках надолго остались в памя ти. Миновали бескрайние просторы Запад-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2