Сибирские огни № 09 - 1970

0 розыгрыш звания «Лучший ездок Иркут­ ска» на 7,5 версты...» Здесь же в 1892 году стартовала пер­ вая транссибирская велосипедная гонка Иркутск —Москва протяженностью более 5 тысяч километров. Этот путь по тяжелым сибирским дорогам проделали иркутские спортсмены В. Распопин и М. Алфимов. По прошествии двадцати лет, в 1914 году, велосипедист Ворожцев преодолел рассто­ яние 3563 версты между Томском и Мос­ квой за 29 дней» В эти годы было совершено еще не­ сколько дальних велопробегов, но подлин­ ный триумф русского велосипедного спор­ та наступил после завершения кругосвет­ ного велопутешествия, проделанного часо­ вым мастером из Харбина Онисимом Пан­ кратовым. «Русский велосипедист первым обогнул земной шар» — такое сообщение появи­ лось во многих газетах в 1913 году. А, на­ чалось путешествие в июне 1911 года. Они- сим Панкратов и группа велосипедистов отправились в путь из Харбина. Уже на первых сотнях верст пробега стало ясно, какие тяжелые испытания ожидают их. Разбитые сибирские дороги выматывали силы, средств на путевые расходы и пита­ ние явно не. хватало. Вследствие этих при­ чин Двое товарищей отказались продол­ жать путешествие, и из Читы Панкратов выехал уже один. Вот как описывает его приключения П. И. Степанов: «Встретившиеся в тайге охотники от­ крыли по велосипедисту стрельбу, к сча­ стью, неудачно. В некоторых деревнях в Панкратова кидали камнями. Под г. Кур­ ганом пьяная компания напала на велоси­ педиста и поколотила его, приняв за бег­ лого бродягу-каторжника, укравшего вело­ сипед. Но все Же в большинстве сибирских деревень крестьяне принимали Панкрато­ ва более чем радушно, отказывались брать плату за то скромное питание, которое мо­ гли предоставить ему...» После четырех месяцев пути Панкратов прибыл в Москву, где его тепло встретили члены кружка конькобежцев и велосипеди- стов-любителей. Следующим пунктом был Петербург, а затем Европа: Германия, Ав­ стро-Венгрия, Швейцария с труднейшим Сен-Готардским перевалом. Много испытаний выпало Панкратову на пути по Турции и Балканам. Побывав в Греции, он отправляется в Италию. Там он встретился с А. М. Горьким, находив­ шимся на лечении. Алексей Максимович тепло принял отважного соотечественника, снабдил его всем необходимым для даль­ нейшего пути. Затем следуют Испания, Португалия, Франция, Англия. «Много трудностей пришлось перенести ему во время переезда через Соединенные Штаты Америки.—отмечает П. И. Степа­ нов.— Попав в пустыню... Панкратов сбил­ ся с пути. У него иссяк запас воды и пищи. Силы начали его оставлять. Опасаясь гре­ мучих змей, путешественник проводил ночь стоя, опираясь на своего верного дру­ г а— велосипед. Только на исходе пятого- дня путешествия он выбрался к реке, за­ тем к железной дороге... За время своего путешествия Панкра­ тову пришлось переменить 52 покрышки, 30 камер, 9 цепей, 8 педалей, 4 седла, 2 ру­ ля. А что касается шариков- и спиц, то он потерял им счет...» Прошло 2 года 13 дней, прежде чем не­ утомимый русский велосипедист вернулся к себе на родину. В Харбине Панкратову устроили торжественную встречу. «Специальная комиссия под председа­ тельством В. Срезневского проверила пра­ вильность кругосветного путешествия О. Панкратова, и Международный союз ве­ лосипедистов наградил его бриллиантовой звездой...» Спустя десять лет, в июле 1924 года, на старт кругосветного пробега вышли московские студенты комсомольцы А. Кня­ зев, И. Фрейдберг и ленинградский студент Ж. Плещ. Путешествие началось — начались и при­ ключения. Вот как описывали их сами сту­ денты в книжке «Вокруг света на велоси­ педе»: «...Сегодня попали в татарскую дере­ вушку, где жители впервые увидели вело­ сипеды. Деревушка стояла на высокой го­ ре. Пришлось слезть с велосипедов и идти пешком. Навстречу нам высыпала целая куча ребятишек. Изумленно показывали пальцами на наши машины, робко жались друг к дру­ гу, бормоча что-то на своем непонятном для нас языке. Наконец один не выдержал. — Зачем такую штуку тащишь? — спросил он на ломаном русском языке. Мы, признаться, опешили от вопроса. — Это наши кони,— нашелся наконец Илья,— едем на них, ногами крутим, а они нас везут. — Койи!— эхом повторили ребятишки. Очевидно, это слово им было знакомо. И тут же вся толпа загалдела, зашумела, заспорила, замахала руками. Езда на ве­ лосипеде казалась им невиданным чудом, невероятным волшебством. — Дяденька, покатись,— упрашивал юр­ кий татарчонок. Подъем кончился... Мы сели на велоси­ педы и нажали на педали. Шум еше боль­ ше увеличился, ребятишки бежали нам вдогонку, татарки испуганно ахали, пожи­ лые же татары отплевывались, как от не­ чистой силы. Через несколько мегров мы остановились и принялись за чистку машин. Все время, пока мы возились с ними, око­ ло нас стояла толпа». Трудным был переезд через Урал. По­ стоянные подъемы, «полеты» е велосипе­ дов при спусках надолго остались в памя­ ти. Миновали бескрайние просторы Запад-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2