Сибирские огни № 09 - 1970

А. Середкин ЧУДАКИ НА ДО РО ГАХ Сильно выросло за Последние годы бес­ покойное племя путешественников... Единое в своей страсти «к перемене мест», оно чрезвычайно разнохарактерно в выборе средств передвижения. Это и не удивитель­ но: мы живем в век бурного прогресса всех видов техники. Меня давно занимает простейший вид механического транспорта —- велосипед. Читаю книги, старые газеты, роюсь в архи­ вах. Любопытные факты открываются. Так возникло желание написать о вело­ путешественниках, этих милых, чудакова­ тых рыцарях педалей, не боящихся ника­ ких расстояний, никаких дорог, включая и длиннейшие, негладкие дороги Сибири. «Не изобретайте велосипед»,— этот уп­ рек эпигонству все чаще вытесняет более древнее выражение «не изобретайте коле­ со». А между прочим, это совсем не одно и то же. Кто первым изготовил колесо, осталось неизвестным, ибо произошло это в незапамятные времена. А велосипед? Так ли уж давно появился на свет этот неза­ тейливый, но надежный механизм? ...12 марта 1801 года на улицах и пло­ щадях Москвы было шумно и многолюдно. В этот день вступал на престол новый им­ ператор России Александр 1. Множество гостей из всех губерний России и из-за гра­ ницы съехались в Москву, чтобы присут­ ствовать на коронации. Был среди них и дворянин из села Верхотурье, что на Ура­ ле, Е. М. Артамонов. Он приехал на тор­ жества на двухколесном самокате из ко­ ванного . железа, приводимом в движение педалями, которые были укреплены на оси переднего колеса. Задумка верхотурских дворян удивить царя и заморских гостей удалась вполне. Ведь такой диковины не было еще создано нигде в мире. Правда, незадолго перед этим событи­ ем, во второй половине XVIII века, в Рос­ сии уже появились коляски, приводимые в движение с помощью педалей. Например, двухместная «самобеглая» коляска, собран­ ная в 1751 году Леонтием Шамшурнико- вым, крепостным крестьянином деревни Большепольской Казанской губернии. Или трехколесная «самокатка» знаменитого русского изобретателя Ивана Петровича Кулибина, построенная им в 1791 году. Но обе эти коляски -были очень громоздкие, по сравнению с двухколесным самокатом уральца. ■ Примечателен и тот факт, что после тор­ жеств создатель чудесной машины вернул­ ся на Урал своим ходом, совершив таким образом первый в истории спорта длитель­ ный велопробег Урал —Москва —Урал протяженностью в 5000 километров! К счастью, легендарный самокат не за­ терялся—сейчас он один из самых попу­ лярных экспонатов Нижне-Т.агильского му­ зея. С интересом рассматривают посетите­ ли этого прадедушку современных «чемпи­ онов», «туристов» и «спутников». Толстые кованые колеса, значительный общий вес самоката (40 килограммов), отсутствие какой бы то ни было амортизации — все это внушает большое почтение к спортив­ ному подвигу Артамонова, проделавшего весь путь по проселочным дорогам, а то и вовсе по бездорожью. Долгое время после этого снерхпробега в России не находилось последователей первого велопутешественмика. Лишь в кон­ це XIX века было совершено несколько по­ пыток такого рода. Так, в 1896 году петер­ буржец Э. Фоллендвейдер проехал из Ар­ хангельска в Севастополь (2750 верст) за 19 суток 9 часов. Велосипедным спортом в эти годы на­ чали увлекаться и за Уралом. П. И. Сте­ панов в справочнике «Велосипедный спорт» отмечает «...в Сибири одним из наиболее «спортивных» городов в конце прошлого века был Иркутск. Общество велосипеди- стов-любителей провело на земляном треке

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2