Сибирские огни № 09 - 1970
ми— борону собственного изобретения. Еще одну борону представил Лещинский из Петропавловского уезда, модель снего паха привез Ернулев из Павлодара, некий Сурин показывал зерносушилку, техник А. Валевич из Красноярских железнодо рожных мастерских — аппарат, названный им «Панографом» (он мог измерять весь подвижной состав поезда, указывать пробег оси в верстах и быстроту хода, количеств?) израсходованного топлива и т. д.). А кресть янин из села Вознесенского Енисейской гу бернии Е. Соловьев привез на выставку сде ланную им модель — «Рабочий кружок». При вращении рукой модели приходи ло в движение 22 предмета, каждый из которых выполнял свою задачу: 1) мель ница с тремя рабочими, из которых один несет мешок с зерном, другой засыпает его в ковш, а третий набирает муку в мешок, 2) молотилка с двумя рабочими — мужчи на задает в барабан, а женщина подает ему снопы, 3) два кузнеца бьют молотами, 4) двое рабочих строгают тес, 5) четверо пилят лес. 6) четыре плотника строят избу, 7) женщина стирает белье, 8) четыре че ловека качают рычаги пожарного насоса, а пятый направляет рукав на горящую избу, 9) хоровод девушек, которому музыкант играет на скрипке и т. д. Рядом с животноводческим павильоном двое ханты, привезенные из Березова, по строили берестяной конусообразный чум, в котором они и жили до конца выставки как экспона 1 Ы, демонстрируя свой образ жизни и предметы обихода Заграничные фирмы экспонировали, все возможные машины для маслодельной про мышленности, для обработки почвы, жат венные машины и другие. Здесь же были выставлены три трактора — три «двигате- Тя-самохода», как называли их тогда. По близости в поле представителями амери канских фирм, рекламировавших свои трак торы, были организованы испытания этих «двигателей-самоходов», которые проходи ли при большом стечении любопытных не только крестьян, но и городских жи телей. Еще больший ажиотаж публики вызы вали полеты авиатора Васильева над тер риторией выставки. Местная печать писа ла об этом: «Интерес к летательному ап парату был так велик, что зрители, поме стившиеся в местах около забора, долго тянулись вслед двигавшейся диковине. Против первых трибун аппарат оста новили, и публика с жаром высказывала свои соображения об его устройстве. — Игрушка! — Сделан из проволочек, тряпочек и палочек'., — Неужели полфит’ Затрещал мотор Видно, как одевается в меховое авиатор. Уселся Механик за кружил пропеллер. — Летит! Плавно отделилась ог земли созданная человеком птица. Оьа поднимается выше... ч Обогнув аэродром, Васильев опускается, пробыв в воздухе полторы минуты». Не меньшее оживление царило на вы ставке и по вечерам — увеселения здесь продолжались до трех часов ночи. К услу гам посетителей было два театра, два оркестра, ресторан и кинематограф Италь янская опера давала главным образом классику: «Фауста», «Травиату», «Тоску». «Риголетто», Драматическая же труппа из вечера в вечер предлагала нечто совер шенно противоположное «Счастье только в мужчинах», «Бэбэ дают слабительное», «Коллекция подвязок», «Лихой сердцеед», «Милый Жорж и графиня Эльвира», «На ши этуали (шансонетки в лицах)» и т. д. и т. п. Фривольность многих сцен этих спектаклей была настолько выразительна, что местная пресса вынуждена была вы ступить с осуждением их. «Что нам дает труппа господина Крав ченко? — писал в своей рецензии извест ный сибирский поэт Георгий Вяткин в га зете «Омский вестник»,— «Шайка апашей», «Дурища», скабрезный «Рубикон», в кото рых фигурируют неприлично одетые глу пости и едва ли не совсем раздетые пош лости!.. Выставка — затея вовсе не увесели тельная, а гораздо более серьезная, и театр при ней должен стоя)ь на известной моральной высоте, являясь средством дей ствительно художественного наелаждения, а не возбудителем грубых и низменных ин стинктов толпы. Есть лица, имеющие не осторожность утверждать, чго для выстав ки именно такой характер *еатра и нужен. О вкусах не спорят. Но когда вопрос ка сается общественного дела, приходится рас сматривать его прежде всего с обществен ной точки зрения. Очищать театр от гря зи, а не размазыва 1 ь ее под флагом вы ставки— вог что мы хотим этими строка ми предъявить выставочному театру, ру ководствуясь горячей любовью к искусст ву, как величайшему и ответственному фактору прогресса». Однако подобные выступления против откровенной и замаскированной пошлости на сцене тонули в громких кликах одобре ния, ежевечерне раздававшихся в,зритель ном зале театра. Подгулявшие купчики, со стоятельные сынки сибирских фабрикантов и владельцев всевозможных промыслов, провинциальное чиновничество, вырвавшее ся на выставку, не геряли времени даром: из павильонов они поскорее шли в буфет из буфета — в ресторан, из ресторана — в театр, оттуда — в «дом свиданий». Многие потом возвращались домой с пустыми кар манами. - Ресторатор в погоне за бешеной выруч кой совершенно не заботился о качестве обедов. Было много случаев отравления Едва не сделался жертвой выставочной кухни и; авиатор Васильев. Поужинав кот летой в ресторане, он чуть не ум.ер к утру. По этому поводу местный сатирик Ваня Веселый сочинил четверостишие, обошедшее
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2