Сибирские огни № 09 - 1970

ми— борону собственного изобретения. Еще одну борону представил Лещинский из Петропавловского уезда, модель снего­ паха привез Ернулев из Павлодара, некий Сурин показывал зерносушилку, техник А. Валевич из Красноярских железнодо­ рожных мастерских — аппарат, названный им «Панографом» (он мог измерять весь подвижной состав поезда, указывать пробег оси в верстах и быстроту хода, количеств?) израсходованного топлива и т. д.). А кресть­ янин из села Вознесенского Енисейской гу­ бернии Е. Соловьев привез на выставку сде­ ланную им модель — «Рабочий кружок». При вращении рукой модели приходи­ ло в движение 22 предмета, каждый из которых выполнял свою задачу: 1) мель­ ница с тремя рабочими, из которых один несет мешок с зерном, другой засыпает его в ковш, а третий набирает муку в мешок, 2) молотилка с двумя рабочими — мужчи­ на задает в барабан, а женщина подает ему снопы, 3) два кузнеца бьют молотами, 4) двое рабочих строгают тес, 5) четверо пилят лес. 6) четыре плотника строят избу, 7) женщина стирает белье, 8) четыре че­ ловека качают рычаги пожарного насоса, а пятый направляет рукав на горящую избу, 9) хоровод девушек, которому музыкант играет на скрипке и т. д. Рядом с животноводческим павильоном двое ханты, привезенные из Березова, по­ строили берестяной конусообразный чум, в котором они и жили до конца выставки как экспона 1 Ы, демонстрируя свой образ жизни и предметы обихода Заграничные фирмы экспонировали, все­ возможные машины для маслодельной про­ мышленности, для обработки почвы, жат­ венные машины и другие. Здесь же были выставлены три трактора — три «двигате- Тя-самохода», как называли их тогда. По­ близости в поле представителями амери­ канских фирм, рекламировавших свои трак­ торы, были организованы испытания этих «двигателей-самоходов», которые проходи­ ли при большом стечении любопытных не только крестьян, но и городских жи­ телей. Еще больший ажиотаж публики вызы­ вали полеты авиатора Васильева над тер­ риторией выставки. Местная печать писа­ ла об этом: «Интерес к летательному ап­ парату был так велик, что зрители, поме­ стившиеся в местах около забора, долго тянулись вслед двигавшейся диковине. Против первых трибун аппарат оста­ новили, и публика с жаром высказывала свои соображения об его устройстве. — Игрушка! — Сделан из проволочек, тряпочек и палочек'., — Неужели полфит’ Затрещал мотор Видно, как одевается в меховое авиатор. Уселся Механик за­ кружил пропеллер. — Летит! Плавно отделилась ог земли созданная человеком птица. Оьа поднимается выше... ч Обогнув аэродром, Васильев опускается, пробыв в воздухе полторы минуты». Не меньшее оживление царило на вы­ ставке и по вечерам — увеселения здесь продолжались до трех часов ночи. К услу­ гам посетителей было два театра, два оркестра, ресторан и кинематограф Италь­ янская опера давала главным образом классику: «Фауста», «Травиату», «Тоску». «Риголетто», Драматическая же труппа из вечера в вечер предлагала нечто совер­ шенно противоположное «Счастье только в мужчинах», «Бэбэ дают слабительное», «Коллекция подвязок», «Лихой сердцеед», «Милый Жорж и графиня Эльвира», «На­ ши этуали (шансонетки в лицах)» и т. д. и т. п. Фривольность многих сцен этих спектаклей была настолько выразительна, что местная пресса вынуждена была вы­ ступить с осуждением их. «Что нам дает труппа господина Крав­ ченко? — писал в своей рецензии извест­ ный сибирский поэт Георгий Вяткин в га­ зете «Омский вестник»,— «Шайка апашей», «Дурища», скабрезный «Рубикон», в кото­ рых фигурируют неприлично одетые глу­ пости и едва ли не совсем раздетые пош­ лости!.. Выставка — затея вовсе не увесели­ тельная, а гораздо более серьезная, и театр при ней должен стоя)ь на известной моральной высоте, являясь средством дей­ ствительно художественного наелаждения, а не возбудителем грубых и низменных ин­ стинктов толпы. Есть лица, имеющие не­ осторожность утверждать, чго для выстав­ ки именно такой характер *еатра и нужен. О вкусах не спорят. Но когда вопрос ка­ сается общественного дела, приходится рас­ сматривать его прежде всего с обществен­ ной точки зрения. Очищать театр от гря­ зи, а не размазыва 1 ь ее под флагом вы­ ставки— вог что мы хотим этими строка­ ми предъявить выставочному театру, ру­ ководствуясь горячей любовью к искусст­ ву, как величайшему и ответственному фактору прогресса». Однако подобные выступления против откровенной и замаскированной пошлости на сцене тонули в громких кликах одобре­ ния, ежевечерне раздававшихся в,зритель­ ном зале театра. Подгулявшие купчики, со­ стоятельные сынки сибирских фабрикантов и владельцев всевозможных промыслов, провинциальное чиновничество, вырвавшее­ ся на выставку, не геряли времени даром: из павильонов они поскорее шли в буфет из буфета — в ресторан, из ресторана — в театр, оттуда — в «дом свиданий». Многие потом возвращались домой с пустыми кар­ манами. - Ресторатор в погоне за бешеной выруч­ кой совершенно не заботился о качестве обедов. Было много случаев отравления Едва не сделался жертвой выставочной кухни и; авиатор Васильев. Поужинав кот­ летой в ресторане, он чуть не ум.ер к утру. По этому поводу местный сатирик Ваня Веселый сочинил четверостишие, обошедшее

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2