Сибирские огни № 09 - 1970
пытался раскурить папиросу, но она все гас ла. Наконец он сунул недокуренную папи росу в пепельницу, спросил: — Скажи, товарищ Лукин, сколько под готовлено в партию батраков и бедняков? — Батраков пока пятеро, середняков — двенадцать. — Процент пока, как будто, ничего. Но середняков надо принимать только из числа членов сельских советов и других активи стов. Мы не можем не учитывать того, что наша партия рабочая. — Понятно, Нестор Андреевич. — А раз понятно, значит нужно подна лечь на работу с батрачеством и бедняка ми. Почаще следует бывать в партячейках. А вы, товарищ Фельтман, где были на прошлой неделе? Фельтман покраснела, словно ее уличили в каком-то неблаговидном поступке. — Я была в Ново-Кормихе, провела там собрание женщин, познакомила с обращени ем ЦК... —1Сколько же в результате вашей рабо ты .подало женщин, в партию?— вставил Лукин. С нескрываемым укором Фельтман про изнесла: — Какой ты скорый, товарищ Лукин. Поговорил — и сразу заявление? Вступле ние в партию — серьезный шаг в жизни. С каждой женщиной надо много работать. И не мне одной. — Вот именно — с каждой женщиной,— ■ отпарировал Лукин.— Вы не дифференциру ете работу среди женщин. А надо отдельно собирать батрачек и беднячек, отдельно — середнячек. Невинная, на первый взгляд, перепалка ■ имела, по существу, глубокий смысл. Вла сов выслушал обе стороны и подвел итого вую черту, указав на недостатки женорга и поддержав Лукина. Фельтман после этого покраснела еще пуще и, проговорив что-то, отвернулась от Лукина. А Власов, обраща ясь к Скачкову, спросил: — Как дела с подготовкой вопроса о вы селках? — Доклад подготовлен. Сейчас должен подойти зав. райзо Семин. Будем готовить проект решения. Переселению бедняцких и середняцких хозяйств из крупных сел в небольшие по селки или, как их называли, на выселки, при давалось тогда большое значение. Дальнозе мелье, существовавшее в крупных .селах, мешало внедрению культуры земледелия. Крестьяне продолжали пользоваться старой сибирской, так называемой бросбвой систе мой, когда на одном и том же" поле несколь ко лет подряд сеяли пшеницу по пшенице. Истощенную землю забрасывали и переез жали на другой участок. При такой системе урожаи с каждым годом снижались. На вы селках же сразу внедрялись многопольные Севообороты. Земля переселяющимся кре стьянам нарезалась в непосредственной бли зости к выселкам, независимо от того, кому она в данном случае принадлежала, Кроме того, существовало твердое убеж дение, что на выселках легче проводить ко оперирование крестьян — создавать машин ные товарищества, товарищества по совме стной обработке земли, сельскохозяйствен ные артели. Переселяющимся на выселки предостав лялись большие льготы. Их освобождали на несколько лет от уплаты единого сельскохо зяйственного налога, выдавали долгосроч ные кредиты на хозяйственное обзаведение. И, тем не менее, мало кто соглашался отры ваться от насиженных мест. Тормозилось создание выселков и из-за трудностей с водоснабжением. В Волчихин- ском районе, как в одном из засушливых районов Кулундинской степи, водоснабже ние являлось целой проблемой и требовало больших затрат. В селе Усть-Волчиха, на пример, на колодец затратили 5 тысяч руб лей. Пригодную для питья воду получили о 40-саженной глубины (540 ведер в час). На одном из заседаний президиума рай исполкома главный агроном Камышева, ма ленькая, худенькая женщина, заявила: без землеустройства мы не повысим урожайно сти, а землеустройство не проведем без со здания выселков. Получался заколдованный круг, и выйти из него можно было при условии, если переселение возьмут в свои руки партийные ячейки. Поэтому в решении бюро райкома было записано: обязать сельских коммунистов возглавить поход за организацию выселков и создание в них кооперативных объедине ний. Чтобы стронуть работу с мертвой точки, райзо разработал план. По этому плану намечалось уже в текущем году организо вать восемь выселков, выделив для каждого из них по 140 070 рублей из государственно го фонда по борьбе с засухой. После аппаратного совещания я, как го ворится, вплотную приступил к исполнению своих обязанностей. Состоялось знакомство с местными «культурными силами»: заве дующим райполитпросветом Котовым, заве дующим школой крестьянской молодежи Сахран, работником по ликвидации негра мотности Рыжковым. Как мне рассказали, Котов и Рыжков были неразлучными друзьями еще с юных лет. Котов — среднего роста крепыш с кур чавой и черной, как смоль, шевелюрой; Рыж ков— блондин с упрямым квадратным под бородком, маленькими острыми глазками. Он беспрерывно смолил едучий самосад, от чего постоянно и надрывно кашлял. Котов морщился, плевался и говорил: «И парень ты ничего себе, а девки от тебя будут шара хаться, как черт от ладана». Сахрану было лет сорок пять: гладко бритый, с подстриженными по-английски усиками, он пришел в райком (куда, кста ти, заходил очень редко, так как был бес партийным) вместе с женой —учительни цей той же ШКМ. И Котов, и Рыжков, и супруги Сахран пришли, чтобы договориться о предстоящем
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2