Сибирские огни № 09 - 1970
стоит во главе нового Советского государ ства. Просматривая свои давние тетради, я на шел в них ряд записанных в разные годы, от разных людей, легенд этого тематическо го круга. Сейчас, в юбилейный ленинский год, представляется целесообразной публи кация этих легенд, как материала, в извест ной мере дополняющего наши знания о фольклоре советской эпохи на ранней ступени развития, чтобы ознакомить с ним читателей, особенно молодых,— они увидят его в печати впервые. Рассказчики, от которых производились записи,— люди эмоционального склада, со хранявшие, несмотря на преклонный воз раст, живость воображения и ясность памя ти. Их речь была весьма образной, зача стую им был свойственен своегсГ рода ар тистизм: они сопровождали свои устные по вествования жестикуляцией и мимикой, увлекаясь, как бы разыгрывали в лицах то, о чем говорили. Эти люди знали немало и других произведений устного народного творчества (предания и легенды разных циклов, частушки, сатирические сказки). Таков был 78-летний Василий Захарье- вич Марченко, в прошлом рабочий-швейник, сосланный в Сибирь из Харькова в 1903 го ду за распространение революционных ли стовок, живший затем в Каинске (теперь г. Куйбышев Новосибирской области). Не которые мотивы легенд, рассказанных им в 1947 году, остаются в памяти других по жилых людей- они в краткой, фрагментар ной передаче записывались мною в районах Барабы в 1964—1965 годах. Резко выраженные настроения неприми римости к притеснителям, обманщикам, бо гачам звучали в легендах, рассказанных 69-летним Петром Максимовичем Фомуши- ным, который в прошлом был одним из ор ганизаторов первых колхозов. Мотивы кон спиративной работы революционеров и са мого Владимира Ильича переплелись с од ним из сюжетов распространенных в Си бири, неоднократно записанных не только мною, но и другими собирателями, преда ний — родословных ссыльных семейств («Ходила старуха», «Возьми мою рубаху», «Дорогу показал», запись 1951 года вблизи г. Кемерово). Чрезвычайно теплое отношение к Влади миру Ильичу, к его делам и заботам о тру довых людях красной нитью проходит в ле гендах рассказчиц—75-летней Настасьи Федоровны Толстихиной («Не поминайте ли хом») и 72-летней Ефросиньи Валериановны Осколковой («Заступа»)— записи от обеих в селах Кемеровской области в 1951—1952 годах Их близкие родственники были пар тизанами, боролись с Колчаком, создавали первые колхозы Старый рыбак, в прошлом работник рыболовецких промартелей, Ни кодим Семенович Петров, говоря о взаим ной выручке, дру&ной работе, рассказал о том, как жизнь Ленина в опасный момент спас рыбак, а Владимир Ильич в свою оче редь выручил этого человека из беды. Фольклоризировались, сместились во вре мени, превратились в романтическую леген ду факты создания кооперативов и борьбы с частными торговцами, действительно имевшие место в некоторых местностях до Октября,— таково устное повествование 70-летнего Якова Михайловича Щеголихи- на, в прошлом крестьянина-бедняка, про давца сельской кооперации (г. Татарск Но восибирской области, 1948 год). Изгнание частных торгашей, наживавшихся посредст вом обмана, рассказчик связал с ленинским заветом. Легенды одновременно наивны и мудры. Прославление в них вождя револю ции было искренним и бескорыстным, шло от сердца. МОГУТНОЙ В прежнее время баяли: он могутной был, удаляшший. С царем поспорил в Пи тере. Он говорит: — Рабочим надо дать жизнь, не дать смерти. А царь гаркнул: — Вот я те самому дам жизни! Приказал сослать в Сибирь. Его на поез де везли, а он, будто, жандармам глаза от вел. Они, будто, уснули, а он в окошко су нулся, да и прыгнул, на ходу прыгнул. А тут река Лена рядом. Он — в Лену, од ним махом переплыл. А тут прииска Лен ские, где золото мыли и голосом выли. Он скорей на прииска, его нашински ребята спрятали. Он им говорил: — Плохая ваша жизнь, нельзя так жить. Давайте сделаем забастовку. Была забастовка, бунт был. Он шел впе реди всех, красное знамя нес, из рубах сде лали знамя. Жандармы давай стрелять.. Многих побили, а его пуля не взяла. И зна мя не проспрелили. После того он и назвал себя по приис кам —Ленин. А был Ульянов. Еще слышал. Будто везлр его в ссылку по тракту на лошадях. Где-то селоГолопу- пово есть, там был этап и была пересыль ная тюрьма. И он там написал на столе: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь». Своей кровью написал, а может, и другой кто, говорили, будто он. Его дальше увезли, а надпись-то оста лась. Приказало начальство соскоблить. Терли, скоблили, замазывали, а она все од но вылазит. Буквы-то вылазят. Ничо сде лать не могли до самого Колчака, он уж велел эту пересылку сжечь, так ему это против шерсти было. А сам скоро дождал ся пули. НЕ ПОМИНАЙТЕ ЛИХОМ Мой покойный мужик говаривал, он еще в партизанстве слышал. Бытто Владимир Ильич из ссылки поехал в обрат, в Питер, а с его писаньями, с бумагами лубова кор зина осталася тамо-ка, у одних тоже ссыль ных. Говорили: у Замяткина старика была дочь Лександра, так у нее ссыльные жили.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2