Сибирские огни № 09 - 1970

стоит во главе нового Советского государ­ ства. Просматривая свои давние тетради, я на­ шел в них ряд записанных в разные годы, от разных людей, легенд этого тематическо­ го круга. Сейчас, в юбилейный ленинский год, представляется целесообразной публи­ кация этих легенд, как материала, в извест­ ной мере дополняющего наши знания о фольклоре советской эпохи на ранней ступени развития, чтобы ознакомить с ним читателей, особенно молодых,— они увидят его в печати впервые. Рассказчики, от которых производились записи,— люди эмоционального склада, со­ хранявшие, несмотря на преклонный воз­ раст, живость воображения и ясность памя­ ти. Их речь была весьма образной, зача­ стую им был свойственен своегсГ рода ар­ тистизм: они сопровождали свои устные по­ вествования жестикуляцией и мимикой, увлекаясь, как бы разыгрывали в лицах то, о чем говорили. Эти люди знали немало и других произведений устного народного творчества (предания и легенды разных циклов, частушки, сатирические сказки). Таков был 78-летний Василий Захарье- вич Марченко, в прошлом рабочий-швейник, сосланный в Сибирь из Харькова в 1903 го­ ду за распространение революционных ли­ стовок, живший затем в Каинске (теперь г. Куйбышев Новосибирской области). Не­ которые мотивы легенд, рассказанных им в 1947 году, остаются в памяти других по­ жилых людей- они в краткой, фрагментар­ ной передаче записывались мною в районах Барабы в 1964—1965 годах. Резко выраженные настроения неприми­ римости к притеснителям, обманщикам, бо­ гачам звучали в легендах, рассказанных 69-летним Петром Максимовичем Фомуши- ным, который в прошлом был одним из ор­ ганизаторов первых колхозов. Мотивы кон­ спиративной работы революционеров и са­ мого Владимира Ильича переплелись с од­ ним из сюжетов распространенных в Си­ бири, неоднократно записанных не только мною, но и другими собирателями, преда­ ний — родословных ссыльных семейств («Ходила старуха», «Возьми мою рубаху», «Дорогу показал», запись 1951 года вблизи г. Кемерово). Чрезвычайно теплое отношение к Влади­ миру Ильичу, к его делам и заботам о тру­ довых людях красной нитью проходит в ле­ гендах рассказчиц—75-летней Настасьи Федоровны Толстихиной («Не поминайте ли­ хом») и 72-летней Ефросиньи Валериановны Осколковой («Заступа»)— записи от обеих в селах Кемеровской области в 1951—1952 годах Их близкие родственники были пар­ тизанами, боролись с Колчаком, создавали первые колхозы Старый рыбак, в прошлом работник рыболовецких промартелей, Ни­ кодим Семенович Петров, говоря о взаим­ ной выручке, дру&ной работе, рассказал о том, как жизнь Ленина в опасный момент спас рыбак, а Владимир Ильич в свою оче­ редь выручил этого человека из беды. Фольклоризировались, сместились во вре­ мени, превратились в романтическую леген­ ду факты создания кооперативов и борьбы с частными торговцами, действительно имевшие место в некоторых местностях до Октября,— таково устное повествование 70-летнего Якова Михайловича Щеголихи- на, в прошлом крестьянина-бедняка, про­ давца сельской кооперации (г. Татарск Но­ восибирской области, 1948 год). Изгнание частных торгашей, наживавшихся посредст­ вом обмана, рассказчик связал с ленинским заветом. Легенды одновременно наивны и мудры. Прославление в них вождя револю­ ции было искренним и бескорыстным, шло от сердца. МОГУТНОЙ В прежнее время баяли: он могутной был, удаляшший. С царем поспорил в Пи­ тере. Он говорит: — Рабочим надо дать жизнь, не дать смерти. А царь гаркнул: — Вот я те самому дам жизни! Приказал сослать в Сибирь. Его на поез­ де везли, а он, будто, жандармам глаза от­ вел. Они, будто, уснули, а он в окошко су­ нулся, да и прыгнул, на ходу прыгнул. А тут река Лена рядом. Он — в Лену, од­ ним махом переплыл. А тут прииска Лен­ ские, где золото мыли и голосом выли. Он скорей на прииска, его нашински ребята спрятали. Он им говорил: — Плохая ваша жизнь, нельзя так жить. Давайте сделаем забастовку. Была забастовка, бунт был. Он шел впе­ реди всех, красное знамя нес, из рубах сде­ лали знамя. Жандармы давай стрелять.. Многих побили, а его пуля не взяла. И зна­ мя не проспрелили. После того он и назвал себя по приис­ кам —Ленин. А был Ульянов. Еще слышал. Будто везлр его в ссылку по тракту на лошадях. Где-то селоГолопу- пово есть, там был этап и была пересыль­ ная тюрьма. И он там написал на столе: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь». Своей кровью написал, а может, и другой кто, говорили, будто он. Его дальше увезли, а надпись-то оста­ лась. Приказало начальство соскоблить. Терли, скоблили, замазывали, а она все од­ но вылазит. Буквы-то вылазят. Ничо сде­ лать не могли до самого Колчака, он уж велел эту пересылку сжечь, так ему это против шерсти было. А сам скоро дождал­ ся пули. НЕ ПОМИНАЙТЕ ЛИХОМ Мой покойный мужик говаривал, он еще в партизанстве слышал. Бытто Владимир Ильич из ссылки поехал в обрат, в Питер, а с его писаньями, с бумагами лубова кор­ зина осталася тамо-ка, у одних тоже ссыль­ ных. Говорили: у Замяткина старика была дочь Лександра, так у нее ссыльные жили.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2