Сибирские огни № 09 - 1970
А. А. М И С Ю Р Е В Сибир ски е л е г е н д ы о Л е н и н е Образ Владимира Ильича Ленина запе чатлен не только в песнях многих народов мира, в том числе народов Сибири, и не только в произведениях писателей и поэтов. Незабываемый образ Ильича вошел также и в устную прозу, в легенду, придавшую ему своеобразный колорит, расцветку на родной мечты. Появление в гуще народа таких легенд было в свое время отмечено Н. К- Круп ской: «Целые легенды складывались насчет Ленина. Байкальские рыбаки далекой Си бири рассказывали, например, лет десять назад, как в самый разгар боя с белыми прилетел к ним Ильич на самолете и по мог им справиться с врагом. На Северном Кавказе говорили, что хоть и не видели они Ленина, но наверное знают, что он боролся у них в рядах Красной Армии, только де лал это тайно, чтобы никто не знал, помо гал их победам» (Н. Крупская. Воспомина ния о Ленине. «Комсомольская правда», 1938, 21 января). Наряду с легендами, близкими по содер жанию к обозреваемым в статье Надежды Константиновны, мне в процессе собиратель ской работы, поисков и записи устной на родной прозы довелось обнаружить легенды, в которых Ленин предстает как защитник обездоленных трудовых людей в царское время и, в некоторых сюжетах, как герой, наделенный свойствами богатыря, чертами, идущими от традиционного русского фольк лора, сказаний и былин. Здесь имела место и гиперболизация, фантастическое преувели чение: он— «могутной, удаляшший», «од ним махом реку Лену переплыл» и т. п., встречается тут и своеобразно переосмыслен ный мотив старых преданий: народный за ступник отдает свою одежду бедняку Так в легенде поступает и Владимир Ильич. Этот мотив, услышанный мною впервые еще в 1940 году, повторялся неоднократно. К числу очагов возникновения и распро странения этих легенд, кроме фронтов граж данской войны, следует отнести места си бирской ссылки Ленина —Шушенское, ок рестные села, Минусинск, а также Енисей ские и Ленские прииски, для которых ха рактерны отголоски воспоминаний о Лен ском расстреле. Время наиболее интенсив ного бытования — двадцатые и лишь от части тридцатые годы. Имело значёние здесь то обстоятельство, что книг, освещав ших биографию Владимира Ильича, было в то время немного, и они ещё не проникли в- основную массу крестьян и горнорабочих,, только взявшихся за букварь и, следователь но, обратившихся к этим книгам позднее. Широко распространялась устная молва,, уходя далеко, на большие расстояния 'от мест, где она возникла, рождая легенды, смещая и по-своему группируя действитель но бывшие события, согласно интересам и представлениям самих рассказчиков. Устная традиция была сильна.1 Традиционные сю жеты сказаний и былин, пересказывавшиеся устно, не были забыты, их поэтика влияла на го, что сказывалось позднее. Вся тематика «заступы» имела реальную основу. Н. К. Крупская в первом выпуске своей книги «Воспоминания о Ленине» (гла ва «В ссылке») кратко описала деятель ность Владимира Ильича по оказанию юри дической помощи местным жителям. Умел. чон отстаивать интересы трудовых людей, столь нередко попираемые в то время, и до бивался успеха. «Часто достаточно было угрозы обижаемого, что он пожалуется Ульянову, чтобы обидчик отступил»,— писа ла Н. К. Крупская. Факты защиты обиженных подхватыва лись и разносились молвой. Могли забы ваться и забывались реальные жизненные ситуации, имена людей, но оставалось ос новное. С особенной силой эти мотивы за звучали после победы Советской власти, когда сибиряки узнали, что ссыльный Улья нов, защитник местных бедняков, теперь.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2