Сибирские огни № 09 - 1970

А. А. М И С Ю Р Е В Сибир ски е л е г е н д ы о Л е н и н е Образ Владимира Ильича Ленина запе­ чатлен не только в песнях многих народов мира, в том числе народов Сибири, и не только в произведениях писателей и поэтов. Незабываемый образ Ильича вошел также и в устную прозу, в легенду, придавшую ему своеобразный колорит, расцветку на­ родной мечты. Появление в гуще народа таких легенд было в свое время отмечено Н. К- Круп­ ской: «Целые легенды складывались насчет Ленина. Байкальские рыбаки далекой Си­ бири рассказывали, например, лет десять назад, как в самый разгар боя с белыми прилетел к ним Ильич на самолете и по­ мог им справиться с врагом. На Северном Кавказе говорили, что хоть и не видели они Ленина, но наверное знают, что он боролся у них в рядах Красной Армии, только де­ лал это тайно, чтобы никто не знал, помо­ гал их победам» (Н. Крупская. Воспомина­ ния о Ленине. «Комсомольская правда», 1938, 21 января). Наряду с легендами, близкими по содер­ жанию к обозреваемым в статье Надежды Константиновны, мне в процессе собиратель­ ской работы, поисков и записи устной на­ родной прозы довелось обнаружить легенды, в которых Ленин предстает как защитник обездоленных трудовых людей в царское время и, в некоторых сюжетах, как герой, наделенный свойствами богатыря, чертами, идущими от традиционного русского фольк­ лора, сказаний и былин. Здесь имела место и гиперболизация, фантастическое преувели­ чение: он— «могутной, удаляшший», «од­ ним махом реку Лену переплыл» и т. п., встречается тут и своеобразно переосмыслен­ ный мотив старых преданий: народный за­ ступник отдает свою одежду бедняку Так в легенде поступает и Владимир Ильич. Этот мотив, услышанный мною впервые еще в 1940 году, повторялся неоднократно. К числу очагов возникновения и распро­ странения этих легенд, кроме фронтов граж­ данской войны, следует отнести места си­ бирской ссылки Ленина —Шушенское, ок­ рестные села, Минусинск, а также Енисей­ ские и Ленские прииски, для которых ха­ рактерны отголоски воспоминаний о Лен­ ском расстреле. Время наиболее интенсив­ ного бытования — двадцатые и лишь от­ части тридцатые годы. Имело значёние здесь то обстоятельство, что книг, освещав­ ших биографию Владимира Ильича, было в то время немного, и они ещё не проникли в- основную массу крестьян и горнорабочих,, только взявшихся за букварь и, следователь­ но, обратившихся к этим книгам позднее. Широко распространялась устная молва,, уходя далеко, на большие расстояния 'от мест, где она возникла, рождая легенды, смещая и по-своему группируя действитель­ но бывшие события, согласно интересам и представлениям самих рассказчиков. Устная традиция была сильна.1 Традиционные сю­ жеты сказаний и былин, пересказывавшиеся устно, не были забыты, их поэтика влияла на го, что сказывалось позднее. Вся тематика «заступы» имела реальную основу. Н. К. Крупская в первом выпуске своей книги «Воспоминания о Ленине» (гла­ ва «В ссылке») кратко описала деятель­ ность Владимира Ильича по оказанию юри­ дической помощи местным жителям. Умел. чон отстаивать интересы трудовых людей, столь нередко попираемые в то время, и до­ бивался успеха. «Часто достаточно было угрозы обижаемого, что он пожалуется Ульянову, чтобы обидчик отступил»,— писа­ ла Н. К. Крупская. Факты защиты обиженных подхватыва­ лись и разносились молвой. Могли забы­ ваться и забывались реальные жизненные ситуации, имена людей, но оставалось ос­ новное. С особенной силой эти мотивы за­ звучали после победы Советской власти, когда сибиряки узнали, что ссыльный Улья­ нов, защитник местных бедняков, теперь.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2