Сибирские огни № 08 - 1970

мировоззрению, если «прикладывал» все же марксизм —марксизм! — а не Что-то другое?! В день премьеры, ранней сырой весной, дрожали над землей, не сливаясь, то ласкающие, то знобящие токи воздуха; жарко становилось на солнышке, а через несколько шагов, в тени, прохватывало сквозняч­ ком от тающего снега. Нервным был день, наступивший через целых полгода после завершения пьесы. Маяковский рано пришел в театр и занялся развешиванием лозун­ гов на стенах фойе, на барьерах лож в зрительном зале и на заднике сцены, где они будут сменяться в каждом акте. Пока рабочие, покрики­ вая и постукивая, монтировали декорацию первого акта — светящиеся щиты с электросхемами чудаковской машины времени,— над ними одна за другой спускались узкие и длинные горизонтальные ленты: «Долой жрецов искусства, шевелюрой заросших густо. Артисты те — кто в рабочем ряду строить коммуну с песней идут». «На театре греми, проходи по стихам, засияй плакатным разводом: от ударных бригад к ударным цехам, . от цехов — к ударным заводам». «Запритесь, психоложцы, в квартиры-клетки, Театр — арена для пропаганды пятилетки». «На лошадь стальную уверенно сядь! Пыхти на селе, тракторище! Вперед, 25! Вперед, 25! Стальные рабочие тыщи!» Не преминул задеть Маяковский и Большой театр, недавнюю премьеру которого «Спящая красавица» Мейерхольд назвал «Краса­ вицей для спящих»: «За небольшую коммуну уступим оба самых больших-преболыыих ГОТОБа». Один лозунг он велел повесить поближе к сцене, куда доставал свет «юпитеров» во время действия, чтобы на него почаще попадали взгляды из зала: «Сразу не выпарить бюрократов рой. Не хватит ни бань и ни мыла вам. А. еще бюрократам помогает перо критиков — вроде Ермилова». В фойе встречали зрителей афоризмы: . «Коммуна строится трудно и туго, на помощь строителям перо драматурга». «Слюнявым психоложеством театр не поганьте! , Театр, служи коммунистической пропаганде!» В долгом ожидании Маяковский все более нервничал, но не испы­ тывал того подымающего волнения перед встречей с публикой, когда в душе словно бегут бодрящие боржомные пузырьки... Нервы изне­ могли от перегрузки полугодовыми неприятностями с «Баней». Покончив с лозунгами, он то слонялся за кулисами, то спускался в гардероб и разглядывал исподлобья пеструю премьерную публику — журналистов, культработников, критиков, среди которых тушевался

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2