Сибирские огни № 08 - 1970
Пока Маяковский возился с выставкой, Главрепертком снял заме чания и разрешил «Баню» к постановке. И отрадно было, что теперь не самому, порой в одиночку, приходится пробивать свою работу, что есть добрые силы. И Мейерхольд ходил в ЦК, и правительственное приглаше ние в Большой театр наложило на мозг Бандурина неизгладимое впечат ление, да и единогласный прием в РАПП тоже кое-что сказал репертко- му. Для чиновных мозгов часто важно не принципиальное существо дела, а лишь конъюнктурная обстановка вокруг существа. Как бы там ни было, а Мейерхольд открыто начал репетиции, которые давно уже готовил под сурдинку. В номере третьем, февральском, журнала «На литературном посту» впервые печатался «Во весь голос». Это же был отныне свой журнал, своей организации, и, конечно, туда отдал Маяковский свое завещание- исповедь. Он прочитал на светлой обложке набранное красным шрифтом со держание номера — и оглушило его гадкой шуткой,, резануло по глазу и сердцу: «В. МаЯКовский. — Во весь галоп (стихи)». И лишь на самой последней странице он, растерянный от беспричин ного оскорбления, разыскал затаенный петит «Поправки»: «На обложке настоящего номера в перечислении содержания по вине типографии допущена досадная опечатка: стихотворение В. Маяковского называется «Во весь голос». По вине типографии!.. Целая жизнь названа — «Во весь галоп»! — для анекдотчиков, для остряков, для хихикающих!.. И редактору Ерми лову звонить бесполезно: ведь поправку-то дали, а перепечатывать об ложку всего тиража кто же согласится, когда не политический лозунг искажен, а всего лишь заглавие! Вот и попробуй быть таким, чтобы мама ничего не заметила! Жизнь на виду прочнеет и утверждается Ленинским вечером, щитом Ударной бригады, единодушным голосованием рапповцев, разрешением «Бани», а невидимо, с самого низу, жизнь подтачивается асеевским бойкотом, стихом Кирсанова и — «виной типографии»... В эти дни уезжали Брики. Давно не ездивший Маяковский тоскливо глядел на обрывки веревок и бумаги, на выставленные в коридор, пере хваченные ремнями чемоданы. Булька враждебно нюхала багаж, ты калась носом в Лилины икры и еле слышно, комариным звуком, скулила. Но когда с перрона Белорусского вокзала Маяковский увидел колы шущиеся буфера последнего вагона, как бы прихрамывающего вслед за поездом, он вдруг почувствовал такую свободу, словно бог перед первич ным хаосом, из которого не поздно пока сотворить все, что захочешь. Он вернулся в пустоту Гендрикова переулка, и, Булька, подумавшая было, что от нее уехали все, прыгала и лизала ему руки и старалась до стать лицо. Выставки в Третьяковке и Клубе писателей проставили оценку жиз ни, Реф кончился, старые друзья отказались, прежние Любови ушли на всегда, Лиля и Ося оставили ему одиночество, поэма «Во весь голос» подвела итог... И вот он — перед лицом будущей жизни, которую надо создавать сызнова. И «Во весь голос» — это вовсе не Завещание, а Вступление! После проводов он перестал посещать кабачок Дома Герцена и, при ходя с репетиций, сидел с Булькой на диване, перечитывал маленькими дозами «Что делать?» Чернышевского, примерял к себе и к своей эпохе «новых людей» и поиски ими новых отношений. Комсомольская идея коммунальной коробки, в которую все кладут деньги и откуда берут
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2