Сибирские огни № 08 - 1970

Выскочил Корнелий Зелинский, как всегда нарядный и светский, только не в меру взволнованный, и схватил за руку Маяковского: — Эта ваша поэма не во весь голос, а во всю жизнь! Другого слова не подберу. Это нельзя так слышать, это действительно вся шерсть под­ нимается на спине. Высвобождая руку, Маяковский буркнул: — Я не знал, что вы такой волосатый. Он привалился к косяку в боковых дверях зала и, ворочая во рту- папиросу, хмуро стал слушать Сутырина: — В случае с Маяковским вопрос четок. У нас были и есть большие разногласия. Он честно заявляет о них, и мы понимаем, что в РАППе он будет занимать собственную позицию. Мы не сомневаемся в его субъ­ ективной искренности, объективно он был нам полезен и будет помогать двигать наше дело. Наша драка с ним по творческим вопросам есть и будет только дружеской. Маяковский ворочал папиросу, слушая это приветливое обещание- новых драк, и вспоминал, внутренне вздрагивая, яростный взгляд Асе­ ева, продолжавшего сидеть в зале и неподвижно смотрящего поверх го­ лов на оратора, хоуя, конечно, заметившего, что Маяковский стоит в. бо­ ковых дверях. Из коридора Маяковский видел, как на выставку проходят посетите­ ли, и пошел к ним, это было очень кстати, потому что ни вышагивать, ни сидеть, ни слушать было невмоготу. Всякие переломные моменты происходили внутри, невидимые посто­ роннему глазу, а внешне он с ходу, естественно, вклинился в рапповские дела. Третий раз он выступил на конференции — в прениях по докладу- Селивановского о пролетарской поэзии — и разругал докладчика за не­ ясность критериев, за странное сочувствие конструктивистам. — То, что говорил товарищ Селивановский, в большинстве случаев, состоит из весьма спорных положений, но есть и положения бесспорные, только они неверны, — заявил он, подкрепляя со своей стороны обеща­ ние Сутырина. Он сформулировал ответ на старые упреки в агитке: — Я хочу указать, что наша работа — практическая работа совет­ ской поэзии на потребу сегодняшнего дня — вынуждается не низ­ ким уровнем нашей квалификации, а тем, что мы умеем пустить ее на са­ мое нужное дело — на дело классовой борьбы пролетариата. Он постарался облегчить друзьям путь по своему следу: — Не объединяйте Реф и Леф. Л еф—это эстетическая группа, ко­ торая сделала из революционной литературы замкнутое в себе новое эстетическое предприятие. Реф — это переход работы наших писателей на коммунистическую направленность, то есть та дорога, которая ведет по пути в РАПП. И если я вошел в РАПП, то только потому, что вся пре­ дыдущая работа меня к этому делу привела. Я, товарищи, вхожу в РАПП, потому что это дает возможность переключить зарядку на рабо­ ту в массовой организации. Но друзья не внимали этому, их уже не было на конференции. Асеев отказывался подходить к телефону, Кирсанов напечатал в «Комсомольской правде» стихотворение «Цена руки», в котором, не на­ зывая имени, обличал некую руку изменника. ,Ося Брик не придумал гибкой формулы перехода из РЕФа в РАПП лишь потому, что был занят подготовкой к Лондону. Он остался единственным проводком, по которому шла хоть какая-то связь с друзь­ ями. В обычном своем духе прохладной иронии он донес весть, что ре- фовцы коллективно объявили Маяковскому бойкот.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2