Сибирские огни № 08 - 1970
«Товарищи, ну! Призывов не надо многих; или этот путь должны протянуть — или же протянуть ноги». Зажженные горны, мускулистые руки... День за днем, неделя за не делей воскрешалась жизнь десяти-, девяти-, восьмилетней давности... Учительница, кажется, шепнула пионерам, что это ходит сам Мая ковский, и они теперь откровенно пучили глаза больше на него, чем на стены, и красноармейцы тоже поглядывали, из вежливости не прямо, а искоса. Плакаты до сих пор пахли для него дымом. Эти кривые строчки он писал, почти не видя слезящимися глазами, которые выедал дым от «бур жуйки». Этот неровный рисунок он выводил негнущимися от мороза пальцами, когда не было дров, чтобы раскалить железную бочку печи. Два года почти ежедневной работы! Почти четыреста «Окон» сделал один только он. В каждом «Окне» от четырех до двенадцати рисунков с подписями, значит, в среднем более трех тысяч рисунков. А подписей — второе собрание сочинений!... Кто из ростинцев думал тогда, что эти работы, рассчитанные на день, попадут в саму Третьяковскую галерею?! А парни в шлемах и дети в галстуках смотрели с посторонним удив лением то на него, то на эти странные плакаты, почему-то нарисованные от руки, а не отпечатанные в типографии. Вот он все еще про себя бодро думает: надо, мол, наконец устраивать свою жизнь, многое еще нужно успеть... А для этих парней и детей он уже история. Здесь не восприни мают его как просто современника —даже молодая учительница, смот рящая слишком почтительно... Он медленно, задумчиво оглядел посети телей, щурясь от блеска молодых, любопытствующих глаз... Совсем ощутил бы он в себе летописную дряхлость, если б в зал не вошел Михаил Михайлович Черемных, прежний его начальник: зав. ху дожественным отделом РОСТА. Не виделись они несколько лет. И преж де грузный, Черемных еще более погрузнел, лицо стало одутловатей, только молчаливость и длинные тонкие усики остались прежними. Креп ко сжимая ему руку, Маяковский тихо и нежно сказал: — Я, Михалыч, соскучился по вас! — Что же не зайдете? —просто спросил тот. Маяковский виновато улыбнулся: — Ну, не настолько, чтобы зайти, а все же рад вам очень. Блестящий карикатурист и график, Михалыч был автором «Окна РОСТА» № 1, и Маяковский в дыму «буржуйки» перенимал у него не которые плакатные образы и приемы. Первое «Окно» Маяковского вы шло под № 5. — Михалыч, тут же собраны малые остатки из всего, что сделали мы. Большинство безнадежно пропало. Но я помню, как вы фотографи ровали каждый плакат. — Да, у меня есть альбом,—лаконично согласился Черемных. -— Дайте мне его на время! Родченко переснимет и увеличит фото для моей выставки. Небось читали, что такая готовится? — Ладно, Владимыч, я дам альбом. Потом оба-пошли к директору галереи, чтобы выпросить на месяц хотя бы несколько «Окон»... Трудно было бы отказать им —создателям и законным хозяевам плакатов. Унося из Третьяковки взгляды любопытствующих потомков с крас ными галстуками и в шлемах, он шутил или грустил про себя: «С хво стом годов я становлюсь подобием чудовищ ископаемо-хвостатых». Когда-то давно .он писал: «Время —судья единственный ты мне!»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2