Сибирские огни № 08 - 1970

Кантата была длинная. Расправившись с ней, хор разбежался. Рас­ селись на диване, на подоконниках, на стульях, на подушках, разбро­ санных по полу. Кассиль поставил посередине стул и почтительно при- ч гласил юбиляра. Маяковский из кучи масок выбрал козлиную и, наде­ вая ее, объяснил: — Надо иметь нормальное лицо юбиляра, чтобы соответствовать юбилейному блеянью. Он сел верхом на стул, поставив его спинкой вперед. Неподвиж­ ная козлиная морда, скрывшая веселое лицо, казалась грустной. Асеев нудным, шепелявым голосом, изображая какого-то критика- рапповца, произнес речь: — Уважаемый тов. Маяковский! Как мне не неприятно, но я дол­ жен приветствовать вас от лица широких философских масс: Спинозы, Шопенгауэра и АВЭ Луначарского. Дело в том, что творческие силы пробуждающегося класса должны найти своего Шекспира, своего Дан­ те и своего Гёте. В-о-от! Да-а-а!.. Пример тому конгениальность вашей поэзии, которая, будучи субъективно абсолютно соллипсична, объектив­ но может оказаться и коллективистичной при изменившейся ситуации реконструкции нашего социалистического МАППовского хозяйства... И здесь бросается в глаза то, как анархо-индивидуалистическая богема переплавляется в стальные ряды животворящих сил класса, постули­ руя необходимость борьбы с формалистической опустошенностью лефов- ского кошелька.—Асеев вдруг пропел доводьно истошным голосом:—■ Подойдем-ка к нему да расспросим, как дошла ты до жизни такой!.. Больше того, мы говорим уже угасшим поколениям: «Лазарь, восстань!» И Лазарь восстанет. Куда же идет восставший Лазарь искусства? Идет ли он в чахлый Лефо-Рефовский цветник? Нет, он бежит оттуда, зажи­ мая ноздри от грубого навозного запаха агитационных удобрений. Он идет в могучую дубовую рощу руководства пролетарским искусством, он идет выбирать себе налитпостовскую товарища-дубинку... Недаром сигнализировано еще товарищем Островским: «Не все масленица коту, попадешься и в литпосту». Итак, приветствуем вас, тов. Маяковский, и от души поздравляем... Мы будем и впредь товарищески отмечать все, так или иначе влияющее на ваше творчество, твердо стоя как на пере­ довых позициях РАППов, МАППов, так и на задних ЛАППов. Асеев с достоинством поклонился и пробормотал, озираясь: - А впрочем, я, кажется, попал не на тот юбилей. В окружении смеющихся лиц морда козла осталась неподвижной. Из-под нее раздалось низкое блеянье. — Торжественная часть окончена! — провозгласил Брик. >— Будем играть в шарады! — объявил Кассиль.— На слова Мая­ ковского. Юбиляр должен угадать, какие его строчки изображаются. Маяковский снял тесную маску и растер помятое лицо, все увидели его большие, ласковые, растроганные глаза. Он перенес стул к стене, поближе к друзьям. Кассиль за руку привел Асеева к Оксане и посадил рядом с ней. Маяковский обрадованно продекламировал: — Правда, есть у нас Асеев Колька. Этот может — хватка у него моя. Но ведь надо заработать сколько: маленькая — но семья! Лавут подошел к Мейерхольду, запустил ему пальцы в жилетный карман, вытащил расческу и чуть ли не приставил ее к носу Всеволода Эмильевича. Увлеченно следивший за манипуляциями ,Маяковский вос­ кликнул:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2