Сибирские огни № 08 - 1970
попирая ногами подушку, и трясет над головой руками, полными бу маг. И в зале оседает смех и воцаряется тишина. — Врагов своих убрав, охаяв, Я подберу из всех чинов Комплект честнейших дураков И очень умных негодяев. Уверенно — и без шумих —• Они сумеют облапошить Людей достаточно хороших Для дел доподлинно плохих. Пусть победил ты, пролетарий, Но Пришлецов придет опять. Он будет миром управлять, Держась за вожжи канцелярий. Ребята и девчата во все глаза смотрели из темного зала на высве ченную фигуру, приподнятую сценой над рядами. Это был не тот отвле ченный романтический злодей, которых дюжинами видали они в кино, это был злодей из их жизни, из их судьбы, изгибающийся и выпрямляю щийся рывком, как стальной клинок, сгусток такой злобной силы, что становилось страшновато. И подтяжки уже были не смешны, наоборот, они вызывали невольную мысль, что если даже в подтяж ках он так несокрушим, то каков же будет в броне официального френча! \ Безыменский не давал зрителям никакого утешения, кроме призы ва к непрерывному бою. В последней картине победившие комсомольцы узнают, что Гладких стал отсекром партячейки Пенькотреста, а Приш лецов руководит трампарком в другом городе. В кабинете Мейерхольда все поздравляли Безыменского, обнимали, хлопали по плечу. Но он,' словно не очень доверяя изъявлениям востор га, еще более сутулился и вызывающе смотрел светлыми глазами из- под огромного, насупленного лба. Мейерхольд взял его за плечи и по садил во главе накрытого к чаю стола. По первым поздравлениям можно было подумать, что спектакль одобрен единодушно, но быстро обнаружились противоречивые мнения. Правдистский критик Беспалов сказал, любовно поглядывая поверх очков на автора и режиссера: — В наше время, когда литература ползучего бытовизма переска зывает жизнь, но не осуждает и не поднимает ее, пьеса Безыменского дает нам другие нормы — нормы активного вмешательства в жизнь. Это тот жанр политической поэзии, в которой работает последнее время Маяковский. Экспансивный рапповский критик Селивановский, единственный из головки РАППа прибывший на премьеру, допил в несколько быст рых глотков стакан, чтобы поскорее возразить: *— Наоборот, слабость «Выстрела» и есть слабость этого творчес кого метода. В жанре сатирической комедии все равно должен быть ме тод психологического реализма. Безыменский сказал негромким, но звенящим от несогласия го лосом: '— Основной мой прием в пьесе — обнаружение социальной сущ ности человека. Я противопоставляю его методам психологического реа лизма. Володя, а ты что скажешь? — спросил Мейерхольд. *— Пьеса хорошая, но написана плохо. Все помолчали, осмысливая парадокс, и рассмеялись. ■"=* Ты, Володя, попроще с нами, а? «= попросил Мейерхольд. СО
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2