Сибирские огни № 08 - 1970

— Если денег не хватит, я добавлю. Пустяки! Между каждым из этих неторопких шажков по управлению согласо­ ванием проходили целые недели. И «Баня» тоже засела в Главрепертко- ме, где стопами писали на нее внутренние рецензии. Все крутилось на одном месте, как медленная карусель. Зато Мейерхольд жил в темпе. Слух о «Выстреле» далеко прокатит­ ся по стране, и конференция ударных бригад Сормова призвала режиссе­ ра показать спектакль Всесоюзному съезду ударных бригад, который открывался в Москве 5 декабря. ТИМ объявил работу над пьесой удар­ ной и обязался закончить ее на две недели раньше плана Но чтобы успеть к съезду, надо было ускорить работу на три недели, а это никак не получалось, и Мейерхольд нервничал и нервировал молодых поста­ новщиков. «Выстрел» не был подготовлен ни к Всесоюзному съезду ударников ни к ударному сроку, всего лишь неделю удалось выкроить раньше ПЛЯНс!. Премьера состоялась 19 декабря 1929 года. Голостенные фойе ТИМа заполнил постоянный зритель: комсомоль­ цы, ударники, в юнгштурмовках, в сапогах, в рубахах навыпуск без рем­ ней, девчата с прямыми челками, в красных косынках, в синих и белых блузках, в высоких ботинках на низком каблуке. После вагонного разговора с любопытством ожидая спектакля Ма­ яковский вспоминал мудреные построения Луначарского, по которым вы- ходило, что Безыменский владеет стилем Маяковского свободней чем сам Маяковский. А ' см Спектакль начался с эффекта, которые так любил Мейерхольд Вне­ запно был вырублен свет, и в полной темноте раздался шелест бумаг усиленный микрофонами, нудно зажужжала огромная муха. На этом фоне проступил вялый, зевающий голос оратора: —Самокритика развернута с двадцатого... недавно. Соответствующие циркуляры получены поздно. Членские взносы поступают исправно. Ячейки МОПР, Осоавиахим созданы. С проведением колдоговора вышла запарка: Соответствующие директивы не вовремя получены... Отсюда вывод: в ячейке трампарка... В общем-целом... Всё бла...го...по...луччч... На сцене вспыхнул экран, и голос умолк, словно уснул, а посреди экрана возник недоговоренный слог: «но». Это «НО» стремительно на­ плывало на зрителей, разрастаясь во весь экран. Вдруг все погасло-г-и в кромешной тьме, заставив всех вздрогнуть, тревожно прогремел выстрел. Открылась освещенная сцена с железной балюстрадой, с токарным станком посередине. Комсомольская ударная бригада — ребята в проз­ одежде, в кожаных фуражках, в бахилах и сапогах —заканчивала ре­ монт трамвайного вагона. Зрители с удовлетворением приняли схожесть с ними самими людей на сцене. Но профессиональное ухо Маяковского вскоре уловило сбой — когда худенькая заводская девчонка Лена начала монолог: — Чего рассказывать! Тут все благополучно. Иному весело, иному слишком скучно, Одни здесь трудятся, другие говорят. Один работишке, другой получке рад.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2