Сибирские огни № 08 - 1970

хоть и вызвал споры в самой РАППе, но приобрел силу одной из раппов­ ских догм. Даже сейчас, в узкой компании, расположившись на удобном месте у окна, расстегнув френч и выставив из-под столика ноги в белых бур­ ках, он все продолжал пугать неведомо кого своим взглядом. Правда, было заметно, как абсолютно равнодушны ближайшие друзья к этому пробуравливанию стекол пенсне. С приятельской насмешкой они назы­ вали Авербаха: «Ляпа». Выпили —наперекрестье из угла в угол двое коньяку, а двое вод­ ки,—и несколько минут молча жевали колбасу, ветчину, сыр и чьи-то домашние котлетки. — Видели последний номер «Октября»? —спросил Маяковский.— Там напечатаны четыре действия моей «Бани» из шести. Но, главное, там статья Либединского о его собственной пьесе «Высоты». — Видел, ну и что? —насторожился Либединский. — Я не успел,—признался Фадеев. — Я тоже,.—буркнул Авербах. — Так я сейчас прочитаю вас, Либединский,—не без угрозы пообе­ щал Маяковский, ушел в свое купе и принес журнал; опустившись на место, без предисловия начал: —«Очень вредно было бы для понимания смысла пьесы искать, кто из действующих лиц кому противопоставлен, и в соответствии этому делить героев на положительных, которых сле­ дует играть, оправдывая, и отрицательных, которых следует играть, ■осуждая. Метод противопоставления, при всей его кажущейся идеоло­ гической стопроцентности, не содержит в себе ни грана марксизма. Для того, чтобы победить врага, мы должны знать его не в отрицательных проявлениях». Маяковский хлопнул себя журналом по колену: — Да вы что, товарищи, белены, извините, объелись? Вы писателей рассаживаете по клеточкам, по их отрицательной стоимости, а врагов,— заметьте, врагов! —не хотите знать в отрицательных проявлениях! — Да, мы уходим от крайностей в художественном творчестве,— неожиданно непреклонным тоном сказал Либединский.—От вашей голой агитки, где только есть белое и черное. — Красное и белое,— поправил Маяковский. — Да, несколько лет назад мы били стекла,— продолжал Либедин­ ский, пропустив мимо ушей поправку; в тусклом освещении вагона смуглое его лицо с черной бородкой походило на лик Пантократора со старой иконы.—Но в этом были виноваты Воронский и Полонский, по­ тому что они отрицали за пролетарской литературой право на существо­ вание, они провоцировали нас на левые загибы своей барско-меценат­ ской системой руководства... А теперь —мы должны уйти от крайностей. — С этим я согласен,— сказал Маяковский,—как вообще согласен с вашей политической линией, но только не с вашими теориями «живого человека» и «психологического реализма». С этими теориями вы дошли, Либединский, до внеклассовой пьесы. Фадеев некоторое время держал наготове бутылку, но вернул ее на столик, решив, вероятно, ее легкомысленное содержимое не мешать пока с серьезным содержанием спора. А Маяковский продолжал безапелля- ' ционно: — Мы принимаем РАПП, поскольку она является четким провод­ ником партийной и советской линии. Но вам грозит опасность эпигонства литературного, и мы хотим вам помочь. В углу презрительно крякнул Авербах: — Вы—нам... помочь?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2