Сибирские огни № 08 - 1970
Политехнический музей снова оказался в осаде, и конная милиция, встревоженная столпотворением в центре Москвы, старалась выровнять толпу в очередь. Касса захлопнулась, потому что все билеты были про даны. Лавут, потрясенный мобилизованной им стихией, скрывался, раз дав все возможные контрамарки. Маяковский с натугой рассек толпу, как ледокол, и в вестибюле услышал многоголосое скандирование: — Ма-я-ков-ский! Про-пус-ти-те! Увидев знакомых студентов, он выгреб из кармана несколько контра марок: — Последние, товарищи! — и проворчал про себя: — Куда запро пастился этот чертов Лавут? Он встретил на лестнице взъерошенного, только что из толпы рап- повца Исбаха и сказал ему торжественно, с оттенком горечи и иронии: — Ну, сегодня, кажется, ВАШИ останутся мною довольны. Амфитеатр был плотно забит до самого потолка. В первом ряду си дели Мейерхольд, Лавут, Кассиль, Исбах. Прямо с председательского места, из-за стола, Маяковский начал доклад: —: Год тому назад мы распускали Леф. Сегодня мы открываем Реф... Все споры наши и с врагами, и с друзьями о том, что важнее: «как делать» или «что делать», мы покрываем теперь основным нашим литературным лозунгом «для чего делать», то есть мы устанавливаем примат цели и над содержанием, и над формой. Рассматривая искусство как орудие классовой борьбы, мы должны в своей литературной работе прежде всего ясно представлять себе общую нашу цель и конкретные за дачи строительства социализма... Эта установка не оставляет ни санти метра писателю для какой бы то ни было аполитичности. Спор об уча стии писателя в революционной борьбе не нов. Я напомню вам извест ную стихотворную полемику между Фрейлигратом и Гервегом в сороко вых годах прошлого века. Фрейлиграт был поэтом, близким к Карлу Марксу, но он, осуждая расстрел роялиста д’Энгиена Наполеоном, на писал: Так чувствую... Вам по душе иное? Что до того поэту? Знает он: Грешат давно и в Трое, и вне Трои С седых Приамовых времен. Он в Бонапарте чтит владыку рока, Он д’Энгиена палачей клеймит. ПОЭТ НА БАШНЕ БОЛЕЕ ВЫСОКОЙ, ЧЕМ СТРАЖА ПАРТИИ, СТОИТ. На эту апологию аполитичности Гервег ответил в «Рейнской газе те», редактором которой был Маркс, такими стихами: Примкните же к какому-нибудь стану! Позор вкушать заоблачный покой, Стих, как и меч, врагу наносит рану, Разите ж им, вступив в великий бой! Должна быть верность избранному стягу, Пусть вашим будет этот или тот1 Я своему принес навек присягу, И мне венок пусть партия сплетет! Стихи Гервега Маяковский читал, как собственные, как свое кредо, он внушал их людям всей выразительностью своего полётного, покоряю щего голоса. После выступлений Асеева, Брика и Кирсанова началась свободная
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2