Сибирские огни № 08 - 1970
Товарищ Ленин, работа адовая будет сделана и делается уже. А рядом с этим, конешно, много, много разной дряни и ерунды. Устаешь отбиваться и отгрызаться. Многие без вас отбились от рук. Очень много разных мерзавцев ходят по нашей земле и вокруг. Товарищ Ленин, по фабрикам дымным, по землям, покрытым и снегом, и жнивьем, вашим, товарищ, сердцем и именем думаем, дышим, боремся и живем! О личном, о мелком ни слова не сказал он Ильичу, тот и сам пой мет, что в словах затаилась усталость, сам уловит смутную тень лично го неблагополучия... Вот он поговорил с Лениным, но от него ничего не услышит. Только безмолвный портрет, да белая Стена, да чернота январского вечера, да узоры мороза на окне, как белая глазурь на траурном пологе... И все-таки он продолжал выступать, с яростью испытывая судьбу, смиряя болезнь, вскипая при одной мысли о том, что какие-то голосовые связки могут изломать его жизнь. В Московском Доме печати, в Цен тральном доме ВЛКСМ Красной Пресни, по радио, у железнодорожни ков и в Ленинградском Доме печати люди слушали «Клопа» в исполне нии автора. Он нетерпеливо предварял премьеру ТИМа премьерами Театра одного актера. Тридцать пять дней понадобилось Мейерхольду, чтобы сделать спек такль. И вот 13 февраля, в среду, повалил молодежный зритель, расхва тывая листовки, разбросанные по всему театру: «Люди хохочут и морщат лоб в театре Мейерхольда на комедии «Клоп». Гражданин! Спеши на демонстрацию «Клопа», У кассы — хвост, в театре толпа. Но только не злись на шутки насекомого. Это не про тебя, а про твоего знакомого». Пришедшие коллективами зрители, весело перекликаясь, рассажи вались на стульях с круглыми деревянными сиденьями, с выгнутыми спинками из полированной фанеры. В первом ряду сидели Луначар ский, Костров, Брики и представители прессы. Когда померк свет, в зале появился Мейерхольд и устроился на барьере боковой ложи, прислонившись к стене в своей,излюбленной по з е—скрестив руки на груди и запрокинув голову так, что профиль его устремился почти в потолок. Рядом, в проходе у ложи, расставив ноги и сунув руки в карманы брюк, встал Маяковский. Внезапно всех ослепила полная тьма,' из нее донесся неясный гул рыночной толпы. Ударил гонг. Вспыхнула светом сцена, полная слоняю щихся торгашей на фоне крутящейся двери государственного магазина. Все было внове, не так, как на репетициях. Высвечивались эпизоды, затемнялась сцена при перемене картин, возникали Присыпкин в рабо чей кепке, в кургузом пальтеце с задранным воротником, длинноволо сый, кудрявый Баян в желтых крагах, самая высокая из троих мадам Ренессанс в немыслимой шляпе, в белых ботах... А Маяковский потерял ощущение целого и не мог перестать волноваться. Теперь не он, не Мейерхольд оценивали игру актеров, а молчащий или хохочущий зал оценивал их самих, их работу, как бы подавив всей своей активной массой их способность к самооценке. После окончания спектакля он не сразу разобрался в реве зала,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2