Сибирские огни № 08 - 1970
' Володя, теперь скажи ты,—предложил он Маяковскому. Молча поизучав юного Шостаковича, Маяковский спросил в упор: -— Вы любите пожарные оркестры? Иногда люблю, иногда нет, —воспитанно ответил тот. А я люблю. Я вам дам слова, и вы напишите, пожалуйста, музыку для оркестра пожарников. А для второй части нужна музыка простая, как мычание, без всяких особенных эмоций. Вот, например, играется торже ственный марш при открытии зоосада, где в клетке сидит Присыпкин. Через несколько дней Шостакович принес музыку и проиграл ее на рояле, смелую, озорную. — Вот это для прочистки мозгов! —очень довольный, констатиро вал Мейерхольд. , г — В общем, пойдет,—кратко отозвался Маяковский. За сценой, у актерских уборных, висел приказ, устанавливающий СР0К вос„тановки «Клопа» в один месяц. Сухим военным языком выра- жал Мейерхольд свое отчаянное нетерпение. Так ему хотелось немедлен но обновить репертуар современными пьесами, что параллельно с «Кло пом» он вел репетиции «Командарма-два», стихотворной пьесы Ильи Сельвинского. Труппа была разделена надвое, но постановщик-то был один! Никакой усталости не замечалось у Всеволода Эмильевича. Уста лость у него была тогда, когда он в комнате на Лубянке умолял друга быстрее написать пьесу, когда в Берлине, одинокий и безработный, в бессилии кричал на того же друга. После очередной репетиции, вымотавшей и актеров, и автора, и ре жиссера, Маяковский отправился домой, и Мейерхольд вышел вместе с ним. Поскрипывали снежком, дышали морозной свежестью и помалки вали, отдыхая. Маяковский сказал, увидев свой трамвай: — Ну, поехал. А ты тоже домой? — Конечно, домой —в театр,—серьезно ответил Мейерхольд. , Маяковский тихо сказал, пожав ему руку: — Спасибо, Всеволод, что живешь! Спектакль налаживался, и можно было обратиться к некоторым те кущим делам. Рапповцы со странным сладострастием, которое бывает у случайно победивших, продолжали терзать тело мертвого Лефа. МАПП собрала актив для обсуждения лефовской платформы... Какой платфор мы? Чего обсуждать, если лефовцы сами ликвидировали свою платфор му? Видно, крепко подействовал на современничков этот акт, среди про должающихся междоусобиц, что они не могли поверить в его доброволь ность, речами и статьями все неуверенно доказывали сами себе, что победили. На собрание мапповцев Маяковский, конечно, не пошел. Третьяков тоже не захотел попусту бросать слова, он просто продолжал упрямо издавать журнал. Отправился на актив задиристый Асеев, который в ду ше продолжал досадовать на Маяковского за роспуск группировки, хо тя официально и поддержал его во имя дружбы. — Чего вы боитесь? —издевательски спрашивал Асеев, в одино честве стоя на трибуне перед массой мапповцев.—Нас же только семь! Маяковский махнул рукой на весь этот треп и уехал в Харьков. Там он сразу влюбился в только что освобожденный от лесов дом Госпромышленнойти —Будынок Держпромысловости. Это самое ги гантское в СССР здание было настоящим символом эпохи реконструк ции. При полном отсутствии внешней декоративности, его выразитель ность заключалась в самой пластичности архитектурных масс. В прямых, 2 Сибирские огни № 8 17 Новосибирская областная БИБЛИО)£ , № ёЛ%0 о
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2