Сибирские огни № 08 - 1970
ра, личный опыт. Проще говоря, без судь бы не бывает поэта. Недавно в историко-биографическом альманахе «Прометей» (№ 6, 1968 г.) сре ди материалов из литературного наслед ства Семена Гудзенко была помещена фо тография сотрудников фронтовой газеты «Родина зовет». Рядом с Гудзенко в числе других^стоит в армейской шинели, с само круткой в руке Левитанский. Той фотогра фии сейчас более 25 лет... Но именно она помогает сегодня вдуматься в творчество поэта, в стихи его новой книги. Именно она обращает память к биографиям поэтов-иф- лийцев. Почти все они прямо из ИФЛИ, существовавшего до войны в Москве, ушли на фронт. Не всем суждено было возвра титься. Но имена тех молодых поэтов, вос питанников ИФЛИ, кто погиб, защищая страну, известны теперь всем. Победителя ми вернулись и заняли каждый свое осо бое место в многоликой поэзии нашей Бо рис Слуцкий, Сергей Наровчатов, Давид Самойлов, Михаил Луконин... Есть у Ю. Левитанского стихотворение, которое так и называется — «Мое поколе ние»: Я все нежней и осознанней Это люблю поколение. Жестокое это каление. Светлое это горение. Сколько по свету кружили! Вплоть до победы — служили. После победы — служили. Лучших стихов — не сложили. Сегодня поэтов этого поколения роднит не просто общность темы, а глубокое и но вое ее переживание, желание досказать то, что не успели сделать их товарищи. Отсю да—гражданские чувства, которым от нюдь не свойственны внешняя громкость и риторические восклицания. Приземлен- ность, речевая раскованность делают до верительной беседу поэта с читателем, под черкивают значительность разговора. Предисловие к «Теченью лета» написал Михаил Луконин. «...Стихи Левитанского,— пишет он,— все выношены и отточены, и в самих стихах нет суеты. Все они написаны как бы для себя, как насущная потребность высказаться, за каждым его стихотворени ем видишь причину, и каждое имеет про должение. С самого начала было заметно художественное своеобразие стихов Юрия Левитанского — у него своя интонация, свои рифмы, свои краски, а главное, есть то ^неуловимое свое, что делает поэта,— свой талант жить и думать о жизни, и вы ражать это сильными и волнующими сти хами». И действительно, читая новую книгу, убеждаешься, что в стихах Ю. Левитанско го нет внешней броскости, нет того видимо го буйства чувств, которое свойственно не которым поэтам. Но от этого не пропадает ощущение поэтической подлинности. Некая недосказанность придает особую поэтич ность, за ней просматривается характер автора, оставляющего читателю возмож ность додумать, поразмыслить. Судьба Юрия Левитанского не назойли во, но весомо входит в его книгу, она за метна в сегодняшних заботах поэта о лю дях, о мире. Он имел право сказать: »..Выпала мне дальняя, долгая война. В рамах оконных стекла дрожали. В ямах окопных сверстники лежали. Мины подносили руками усталыми. Глину месили сапогами старыми. А домой вернулись старыми бойцами. В мятых гимнастерках, с чистыми сердцами. И сегодня, оглядываясь на свою дорогу* поэт резюмирует: Жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино! Ты накапливаешь опыт, и в теченье этих лет. Хоть и медленно, а все же обретаешь звук и цвет. «Звук и цвет» поэтом обретены, опыт позволяет ему слышать и видеть тонко, не случайно М. Луконин говорит применитель но к Юрию Левитанскому об «акварели душевных переживаний». «Теченье лет» — точное и выразительное название сборника стихов поэта, которому еще рано подводить итоги, но у которого- есть внутренняя потребность в творческом отчете перед читателем, есть опыт, судьба, а знакомство с ними, безусловно, обогащает».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2