Сибирские огни № 08 - 1970
том, что она заставляет задуматься над ты сячами разнообразнейших вопросов. Уче ный не только исследует какую-то пробле му. Он то и дело пытается понять, какими путями развивается мысль, почему в одних случаях получается правильное, а в других ошибочное решение, какую роль во всем этом играет наше воспитание, наше окруже ние и даже то, что мы называем нравствен ностью. Обо всем этом автор сам раздумы вает, он вовсе не повторяет чужих рассуж дений. Что такое мещанство? Нам кажет ся, что на такой вопрос мы легко ответим. Но вот он говорит, что мещанская мораль характеризуется всего лишь запоздалым признанием вещей, 'давно понятых передо выми людьми, и мы с интересом прислуши ваемся к этой неожиданной точке зрения. А что такое наши очевидные представле ния? Это хорошо, что они очевидны, что мы можем принять их без проверки, без дока зательств? Что может быть очевиднее того факта, что Солнце вращается вокруг Зем ли? Так, может быть, развитие науки как раз и является преодолением очевидностей? Для многих читателей такое заключение будет неожиданным, но в том-то и дело, что в книге много таких увлекательных не ожиданностей. В книге много любопытных историй, однако речь о них заходит вовсе не затем, чтобы читатели не заскучали. Это рассказы о практических делах, с которыми встреча ется генетика. Мы с волнением читаем о бесконечных житейских неудачах Менделя, о застрелившемся Каммерере, о переселен цах, завезших в Африку и Америку ужас ные генетические заболевания, о новых ге нетических методах лечения болезней, счи тавшихся неизлечимыми, и т. д. Книга написана с неподдельной страст ностью. Еще далеко не забыты зловещие фигуры антигенетиков, рядившихся в тогу борцов за дарвинизм и проповедовавших антидарвинистские и даже, по-существу, библейские взгляды. И с какой же иронией говорит о них автор! Так иронизировать надо уметь. Иронизировать — как убивать. Книга то и дело заставляет хохотать и улыбаться. Как не улыбнуться, например, когда автор начинает говорить о нашей с вами «генетической самодеятельности»? А как не засмеяться, когда он цитирует статью одного из антигенетиков, обращает внимание, что слово менделизм взято в ней в кавычки, и замечает по этому поводу, что кавычки играют здесь роль крестного зна мения, которым этот «ученый» пытается откреститься от менделизма и снять с себя подозрения в симпатии к нему. Короче говоря, книга В. Полынина при влекает к себе тем, что в ней мы чувствуем очень интересного человека— ее автора. Не зря говорится, что высшая роскошь — это роскошь человеческого общения. Вот эту-то высшую радость, высшую роскошь и дает нам книга. • Академик Б. Л. Астауров в предисловии очень высоко оценил ее, особенно те ее главы, в которых речь идет о генетических опасностях, угрожающих человечеству. Пружиной, двигающей в течение милли онов лет развитие человеческого рода, был дарвиновский естественный отбор. Все па тологическое в природе безжалостно забра ковывалось. Однако в наше время эта пру жина уже не действует. В самом деле, в любой самой отдален ной больничке с огромным старанием вы хаживаются даже патологические ростки жизни. У женщин с заведомо нездоровой наследственностью тщательно охраняется беременность. Гуманизм? Сомнительно. Мы так спокойно смотрим на то, что женщина убивает в себе здорового ребенка с пре красной наследственностью и в то же вре мя начинаем говорить о гуманизме, едва выражается сомнение в необходимости ро жать больных детей, наполненных заведо мо патологическими наследственными за датками. Загрязнение человеческого рода наслед ственными болезнями, уродствами, бесчис ленными отклонениями от нормы представ ляет опасность, может быть, даже во мно го раз большую, нежели нынешнее загряз нение всей нашей планеты. Книга эта выходит вторым изданием, но и во второй раз какой же ничтожный ти р а ж—50 000 экземпляров! Ее можно по рекомендовать, но можно ли ее найти? Е. Р а п п о п о р т ОТ ИМЕНИ ПОКОЛЕНИЯ К нижная серия «Сибирская лира», на чавшаяся стихотворным сборником Константина Седых «Степные маки», попол нилась вторым изданием — томиком Юрия Левитанского «Теченье лет»1. Как и подо бает всякому серийному изданию, в новый сборник поэта вошли стихи из предыдущих книг. Но Ю. Левитанский не ограничился только переизданием, а включил в свою книгу целый цикл новых стихотворений. Большинство же старых вещей теперь пе ресмотрено автором и печатается в новой редакции. В последние годы поэтическая и пере водческая работа Ю. Левитанского стала явлением заметным и примечательным. Его голос не спутаешь с другим, у его книг свой читатель. Известно, что поэт в своем творчестве выражает не только общечеловеческие чув ства, но и свойства собственного характе' Ю р и й Л е в и т а н с к и й . Теченье лет» Стихи. Вост.-Сиб. кн. изд., 1969.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2