Сибирские огни № 08 - 1970

мий. Конечно, в нем можно найти художе­ ственные слабости, авторские просчеты. На­ пример, рядом с полнокровными образами Хасена, Акпара, Каражана, самого Буркута бледной тенью проходит фигура жены по­ эта Ольги,— а ведь задумана она как ос­ новной женский образ произведения! Порой добротная художественная ткань романа подменяется репортажной скороговоркой. Но в целом писателю удалось правдиво и убедительно показать пути своего героя к ленинской правде, к пониманию простой, но великой истины: «Нет большего не­ счастья, чем отколоться от народа, и нет большего счастья, чем жить его жизнью и знать, что он понимает тебя». «Опасная переправа» — сильный и до­ казательный ответ советского писателя за­ граничным «советологам» и «кремлеведам», не устающим искать предлоги для клеветы на дружбу братских народов Советской страны, для умаления великого расцвета их культуры, достигнутого благодаря ле­ нинской национальной политике. Роман И. Есенберлина, безусловно, станет силь­ ным оружием в борьбе с буржуазной идео­ логией —и это высшая- награда писателю. В . м х а й п о в Б ЕС СМ ЕРТН А Я ПТИЦА НАСЛЕДСТВЕННОСТИ О разные времена по-разному судили *-* о культурности человека. Иногда ее пытались измерять светскостью обхожде­ ния, умением держать оружие или разби­ раться в древних языках. Нынче о ней чаще всего судят по пони­ манию техники. Ведь это же не случайно, что смешной чеховский телеграфист, желая показаться культурным человеком, все больше об электричестве толковал. С его точки зрения, об электричестве лишь очень образованные люди могут рассуждать... Ну, а на самом-то деле как должно быть? Уже не раз приходилось слышать, что в наши дни человек, кроме всего про­ чего, должен разбираться еще и в вопро­ сах биологии: здесь теперь идет поток наи­ более значительных открытий. На первый взгляд, и этот вопрос и этот ответ не вполне правомерны. Разве не все естественные науки лежат на «переднем крае»? Как можно делить их по своему зна­ чению? Однако в известном смысле можно. Иногда такие вопросы приходится решать даже и в государственном масштабе. Во Франции, например, несколько лет назад, когда встал вопрос, какие науки следует развивать в первую очередь, чтобы как можно скорее получить отдачу вложенных средств, было решено уделить наибольшее внимание биологическим наукам. Там имен­ но для биологов были прежде всего созда­ ны первоклассные научно-исследователь­ ские институты. Мы привыкли полагать, что передний край в науке — это. физика, техника. Одна­ ко, когда физики, инженеры, руководители предприятий —только физики, только тех­ ники, то этого зачастую совершенно недо­ статочно. Иной раз это приводит даже к катастрофическим последствиям. Ведь, ско­ рее всего, биологической безграмотностью, пренебрежением к живой природе, непони­ манием взаимосвязей в ней объясняются многие печальные последствия человеческо­ го вмешательства в жизнь природы. Разве не об этом говорят наши омертвевающие реки, наши оскудевающие моря, тяжелое отравление океанов химическими продукта­ ми, нефтью, отходами промышленных пред-, приятий? Вопросы биологии требуют гораздо больше внимания, нежели мы им уделяем. Совсем не случайно на международном со­ вещании по вопросам охраны природы встал вопрос о необходимости изучать во всех школах планеты экологию — науку о взаимосвязях в природе. Однако пока что на наших книжных пол­ ках книги по биологии крайне редки. Больше того, на людей, интересующихся биологией, чаще всего смотрят как на непрактичных мечтателей, неисправимых чудаков. Положите на свой письменный стол, скажем, книгу о муравьях, и ваши знако­ мые не однажды с изумлением воскликнут; .«Вот чудак! И зачем он это читает? Кому это нужно?». Если вы будете читать даже самые глупейшие детективы, вам этого' не скажут, а вот в этом случае непременно что-нибудь такое заявят. В любом книжном магазине вы найдете обильную литературу по математике, физи­ ке, кибернетике. Это то, что называется, серьезные книги. Под их тяжестью полки ломятся. А вот книг по биологии мало, да и то чаще всего это слащаво-популярная литература. Однако и здесь появляются отличнейшие вещи. К их числу надо отнести рецензируе­ мую нами книгу1 с ее, на первый взгляд, несколько легкомысленным названием. В ней речь идет о вопросах генетики,наследствен­ ности. «Мама, папа и я» — это вовсе не под­ ражание веселому французскому фильму, над которым мы хохотали несколько лет назад, но всего лишь деловое указание, о чем в книге речь. Главное ее достоинство вовсе не в том, что она сообщает какую-то сумму знаний. В конце концов, из учебника по генетике мы могли бы почерпнуть даже еще больше фактического материала. Самое важное в 1 В. П о л ы н и н. Мама, папа и я, М ., «Сов. Россия», 1969.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2