Сибирские огни № 08 - 1970

нал»! «Интернационал», а не наш нацио­ нальный гимн... Почему?» Ахан — фигура трагическая. Он субъек­ тивно честен. Но мертвое прошлое, глубо­ кие заблуждения, которым он отдал жизнь, прочно держат его в своем плену, и ему остается один выход — из окна, на камен­ ную мостовую. А для байского сынка Акпара нет ни­ каких сомнений, ему чужды мучительные раздумья Ахана, ему все ясно. Он отчетли­ во видит, что его маршрут и маршрут его народа стремительно расходятся, но не мо­ жет даже допустить мысли, что ошибочен путь его, Акпара. Если народ избрал дру­ гую дорогу, то надо повернуть его на преж­ нюю —любым способом. «Словом ты мно­ го не сделаешь — его мало кто понимает. Нужно вот что, — он потряс кулаком, — в зубы!» Буркут любит свой народ искренне и бескорыстно, он не пойдет против него, но взгляд 'его ограничен националистическими шорами. Его идеал — сохранение в полной неприкосновенности уклада старой степной жизни. Новое, принесенное в степь Октяб­ рем, вызывает у него гнев и боль: «Пова­ лит в казахскую степь русский город, вста­ нет своими кирпичами и гранитами на ме­ сте степных просторов, и ничего не останет­ ся: ни песни, ни обычаев, ни традиций». С горячей страстностью отвечает Бурку- ту молодой геолог Нурлан: «Постойте, зна­ чит, мы готовимся строить заводы, шахты, электростанции, клубы, школы не для каза­ хов? Так для кого же тогда? Значит, казах только тогда казах, если он рождается око­ ло овец и умирает в хлеву? А кино не для него, грамота не для него, так, что ли?». Но убеждают Буркута, заставляют его порвать с прошлым не эти слова, вообще не слова. Убеждает сама жизнь. Он ездит по степи ог аула к аулу и видит: нет и не может быть- единства казахской нации, пока есть казахи-богачи и казахи-бедняки, хозяева степи и пасынки степи. «Да, оказывается, это очень кровожадные боги — род, обычай, адат». Многое видит Буркут, но особенно потрясает его история молодых влюбленных Еркебулана и Нуржамал. Нуржамал долж­ на была стать женой богатого старика Жаг- бы. Накануне свадьбы она бежала с люби­ мым бедняком. Разъяренный Жагбы со слугами и друзьями бросается в погоню. Беглецы, видимо, скрылись на острове сре­ ди Иртыша, но он весь зарос тростником, их не найти. И тогда Жагбы поджигает тростник и с радостью людоеда, с радостью собственника, не давшего своей собствен­ ности перейти к другому, слушает крики юноши и девушки, гибнущих в огне... Буркут печатно отрекается от своего на­ ционалистического прошлого, он рвется к подлинной правде века, но — и это сильно показано в романе —и такое отречение для него лишь начало движения. Во-первых, сам Буркут еще плохо видит новое, он не в силах достойно воспеть его. «Из-под его пера выходило что-то в высшей степени бесцветное, пышное, высокопарное и низко­ пробное. Далее различных вариаций на те­ му «да здравствует» он не пошел». Во-вто­ рых, «отступника» умело травят замаски­ ровавшиеся враги — очень выразительно и психологически точно нарисован в романе образ одного из них, бывшего карателя, палача в белогвардейском отряде, а ныне «деятеля Наркомпроса» Каражана. А вра­ гам по слепоте и невежеству своему подпе­ вают угрюмые догматики. Их оружие — национальный нигилизм, полное отрицание всего прошлого нации, всех национальных традиций. Догматики-нигилисты такого тол­ ка были в 20-х и начале 30-х годов во мно­ гих национальных литературах, в том чис­ ле и русской (достаточно вспомнить взгля­ ды на русский национальный характер «на- постов» или замечания Бухарина о русском народе как о «нации Обломовых»), и вред, который они приносили молодой советской культуре на радость ее врагам, огромен. Только решительное вмешательство партии внесло настоящую ясность в вопрос о на­ циональной гордости, национальном харак­ тере, национальных традициях, в вопрос о советском патриотизме. Через много испытаний — но уже вме­ сте со своим народом, вместе со всей Со­ ветской страной — прошел поэт Буркут. Он сам с лопатой и тачкой в руках работал на первых новостройках казахстанской инду­ стрии. Он глазами и сердцем видел и пафос строительства, и братство людей разных народов советской страны, и накал классо­ вой борьбы. Борьба эта была жестокой — в ее схватках погибли предательски убитые друзья Буркута: страстный большевик Ха- сен и его жена, обаятельная Ханшаим, Костя-Касым, русский парень, выросший в казахском ауле и во время коллективиза­ ции возглавивший казахский колхоз. Стал известный, признанный народом, поэт Буркут Кунтуаров и участником вели­ кой борьбы многонациональной советской Родины с чумой фашизма. И однажды на фронте, в землянке, где происходил допрос пленных гитлеровских офицеров, он встре­ тил старого знакомого — пропагандиста фа­ шистского «Туркестанского легиона» Акпа­ ра Карымсакова. Попавший вместе с ним в плен матерый гитлеровец, философствую­ щий палач, «доцент и доктор филюсофии», снисходительно хвалил своего холуя: «Этот человек уже дорос до национализма, зна­ чит, ему с нами по пути... Нацизм и нацио­ нализм — это высшая и низшая степень усвоения одной и той же идеи». А ¡Буркут- слушая его, думал о повешенном ребенке, чей труп он видел накануне в лесу —«ма­ ленький, худенький, личико с кулачок... У него были черные чугунные ручонки, про­ волока так вошла в тело, что ее было не видно»,— и поэта переполняла ненависть к этой человеконенавистнической «идее», рож­ дающей нацизм и национализм, и к носите­ лям ее... «Опасная переправа» — роман напря­ женного действия и напряженных раздУ"

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2